Интересное / Наука

Учёные создали известный по фантастическим фильмам и играм «притягивающий луч»

Учёные создали известный по фантастическим фильмам и играм «притягивающий луч»

Данное исследование, проводимое в Университете Святого Андрея и опубликованное в журнале «Nature Photonics», ограничивается перемещениями лишь микроскопических частиц.

Попытки создания подобных систем прежде уже предпринимались. В 2011 году учёные из Китая и Гонконга продемонстрировали, что такого эффекта можно добиться с помощью лазерных лучей определённой формы – и агентство NASA даже проспонсировало исследование, посвящённое возможности манипулирования объектами в космосе.

Особенностью разрабатываемого в настоящий момент луча является то, что он чрезвычайно селективен в свойствах частиц, на которые он воздействует, что позволяет выбирать с его помощью конкретные частицы из смеси. Это может позволить когда-нибудь использовать его, к примеру, для разделения клеток крови.

Обычно микроскопические объекты, подвергшиеся воздействию луча света, начинают двигаться в направлении, заданном фотонами света. Эта особенность воздействия излучения впервые была замечена немецким астрономом Иоганном Кеплером в 1619 году, когда он обратил внимание, что хвосты комет всегда направлены в сторону от Солнца.

Разрабатываемая в настоящий момент технология позволяет развернуть данное воздействие в обратную сторону, что некоторым может показаться контр-интуитивным.

Практические научные теории по созданию настоящих притягивающих лучей разрабатывались с 1960 года, но сейчас впервые получена технология, которая действительно способна притягивать микроскопические объекты к источнику света.

Прежде учёные уже использовали для этого технику под названием «оптический водоворот», которая перемещает отдельные частицы с помощью лучей света, но этот новый подход работает даже в жидкостях и в вакууме.

Технология «притягивающего луча» появилась в научной фантастике ещё в начале 20 века. В фантастических книгах и фильмах такой луч позволяет притягивать большие объекты, например космические корабли, но на самом деле это вряд ли возможно осуществить.

Как объясняют учёные: «Сама технология, по сути, является техникой переноса энергии. И если на микроскопическом уровне это нормально, то с макрообъектами это создаёт огромные сложности. Такой луч будет вызывать чрезвычайное нагревание объекта, так что захват с его помощью космических кораблей, к сожалению, невозможен».

Источник: mixstuff.ru