Хронограф

Этот день в истории 24 мая

+4
Этот день в истории 24 мая

24 мая 1925 года вышел первый экземпляр "Комсомолки"
Решение об издании всесоюзной комсомольской газеты было принято на XIII съезде РКП (б). Тираж первого номера составил 31 тысячу экземпляров. Газета, предназначенная для молодежной аудитории, публиковала научно-популярные и приключенческие статьи. В 1928 году «Комсомолка» напечатала 46 стихотворений Владимира Маяковского.
За годы своего существования газета была награждена Орденом Ленина, Орденом Октябрьской Революции, Орденом Отечественной войны и двумя Орденами Трудового Красного Знамени.


Этот день в истории 24 мая

1844 году отправлена первая в мире телеграмма
Телеграмма, отправленная из Балтимора в Вашингтон изобретателем Сэмюэлем Морзе, гласила «Чудны дела твои, Господи».
Сэмуэлю Морзе пришлось приложить усилия поистине титанические, чтобы сделать возможной быструю доставку сообщений между городами. Изобретатель тщетно искал поддержку в США, Англии, Франции и России ему никого не удавалось заинтересовать своими разработками. Морзе смог заинтересовать идеей создания телеграфных линий Конгресс США лишь после того, как один из конгрессменов стал его деловым партнером.


Этот день в истории 24 мая

День славянской письменности и культуры.
День славянской письменности и культуры отмечается ежегодно 24 мая в память равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Болгарские просветители принесли на славянскую землю письменность и создали первую славянскую азбуку (кириллицу), которой мы пользуемся по сей день.


Этот день в истории 24 мая

Авиценна наблюдал и описал астрономическое явление — прохождение Венеры по диску Солнца
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037), знаменитый среднеазиатский врач, философ и ученый, известный в Европе как Авиценна, наблюдал и описал сравнительно редкое астрономическое явление — прохождение Венеры по диску Солнца. На соответствующую запись в трудах Авиценны астрономы обратили внимание только в 1980 году, готовясь отметить 1000-летие со дня его рождения, до этого же момента считалось, что первыми «солнечный рейд» Венеры наблюдали европейцы в 1639 году.


Этот день в истории 24 мая

В 1903 году во время гонки Париж — Мадрид погибли знаменитый гонщик Марсель Рено (Marcel Renault) и его механик.
Затем произошла ещё одна авария со смертельным исходом, и гонка была прекращена после первого этапа Париж — Бордо. Начало подобным гонкам было положено в 1897 году. Главной их целью было не спортивное состязание, а реклама фирм — производителей автомобилей. Практически ни одна из гонок не обходилась без человеческих жертв среди гонщиков и зрителей. Смерть старшего из братьев Рено стала той каплей, которая переполнила чашу терпения властей. Проведение междугородных автогонок было запрещено.


Этот день в истории 24 мая

1800 году в Петербурге прошли похороны А. В. Суворова.
Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (1729—1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, князь Российской империи с титулом князя Италийского (1799), граф Российской империи с наименованием Суворов-Рымникский (1789) и Священной Римской империи (1789), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов.


Этот день в истории 24 мая

24 мая 1900 года в Санкт-Петербурге в Новом Адмиралтействе царем Николаем II был спущен на воду легендарный крейсер «Аврора».
Бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора» водоизмещением в 6 731 тонну, длиной 127 и шириной 16,8 метра, вооруженный четырнадцатью 152-миллиметровыми орудиями и шестью 76-миллиметровыми зенитными пушками был заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Группу конструкторов, работавших над проектом, возглавлял управляющий Балтийским заводом старший судостроитель К. К. Ратник.

Свое имя крейсер получил от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры. Новый крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году.
Боевое крещение корабль получил через пять лет в Цусимском сражении во время Русско-японской войны, где был серьезно поврежден и потерял 15 членов экипажа. Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.
В 1906 году корабль возвратился на Балтику. После ремонта крейсер вошел в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии.

В годы Первой мировой войны корабль нес дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл в Петроград на ремонт.
А 7 ноября 1917 года крейсер «Аврора» холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего двора и началу Октябрьской революции.
11 декабря 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. Октябрьский переворот 1917 года стал началом гражданской войны в России. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение.

В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В этом качестве в 1920 годы крейсер совершил ряд дальних плаваний, в том числе в скандинавские страны. В 1939 году подвергся очередному ремонту.

В 1940 – 1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1941 году артиллерийские орудия Аврора на ордене Октябрьской Революциибыли сняты с крейсера и установлены на подступах к Ленинграду с юга (батарея «А» для обороны Дудергофских высот, на рубеже Воронья Гора – Киевское шоссе) для обороны города. Авроровцы защищали Ленинград до последнего снаряда и были убиты немецко-фашистскими захватчиками. Из-за попадания артснарядов, в 1941 году крейсер затонул на мелководье. В 1944 году крейсер был поднят и подвергнут консервации. Участвовал в съёмках фильма «Крейсер Варяг», для чего был несколько замаскирован.
В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей.
Современный крейсер восстановлен по сохранившимся чертежам. Из самых заметных отличий от оригинала – применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Нижняя часть корпуса судна была отбуксирована на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилена на части и затоплена. Части корабля, торчавшие из воды, в конце 1980 годов растащили на стройматериалы жители поселка.
В июле 2010 года к историческим обломкам впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга. Проведению детального осмотра остова крейсера помешала плохая видимость под водой, ставшая следствием сильного волнения. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны России выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея.





А также:
Комментировать
Прокомментировать