Космос / Наука

Где ещё во Вселенной можно найти жизнь

Данные недавнего исследования предполагают, что жизнь может существовать на большем количестве планет, чем астрономы привыкли считать.

Где ещё во Вселенной можно найти жизнь
Гипотетическая экзопланета изображена здесь движущейся через обитаемую зону вокруг звезды и затем далее, в область долгой зимы

Исследователи создали новое онлайн приложение, называемое «Галерея обитаемой зоны», которое исследует каждую экзопланетарную систему и вычисляет подходящее расстояние от звезды, при котором на планете может существовать жидкая вода. В результате, учёные могут перестать связывать свои надежды на внеземную жизнь с необходимостью для планеты всё время иметь свою круговую орбиту в середине обитаемой зоны звезды.

Большое количество внеземных планет с эксцентрическими, сильно вытянутыми орбитами могут время от времени входить в обитаемую зону, принося на планету короткие периоды благоприятных условий, говорят учёные. А как показывают исследования, проведённые на Земле, жизнь может адаптироваться даже к очень сильным перепадам между холодом и жарой, засушливостью и высокой влажностью.

«Некоторые организмы могут фактически замедлять свой метаболизм до нуля, чтобы пережить крайне продолжительные периоды холода», говорит Стивен Кейн из Института экзопланетных исследований NASA в Пасадене.

«Мы знаем, что другие организмы могут, наоборот, выдерживать экстремально жаркие условия, если у них есть защитный слой из камня или воды», добавляет Кейн. «Проводились многочисленные исследования земных спор, бактерий и лишайников, которые показали, что они могут выжить как в суровых условиях на Земле, так и в экстремальных условиях космоса».

Даже планеты, враждебные к крупным организмам, могут поддерживать существование более мелких и простых форм жизни, говорят учёные. В конце концов, люди не смогли бы выжить на Земле в начальные эпохи, когда жизнь только-только зародилась на нашей планете.

«Жизнь появилась на Земле на очень ранней стадии развития планеты, в условиях, которые были намного более суровыми, чем современные», говорит Кейн.

Многие потенциально пригодные для жизни миры могут не быть планетами, добавляет он, а например лунами или газовыми гигантами вроде Юпитера или Сатурна в нашей собственной Солнечной системе.

«Существует огромное количество гигантских планет, и каждая из них может иметь луны, если они схожи с планетами-гигантами нашей системы», говорит Кейн. «Луна планеты, которая находится или бывает в обитаемой зоне звезды, сама может быть обитаемой».

Кейн предупреждает, что весьма сложно сказать что-то определённое об обитаемости планеты или луны без детальной информации о её атмосфере. И Земля и Венера имеют, к примеру, парниковый эффект в атмосфере, но Венера вошла в режим убегания, что делает её поверхность достаточно горячей, чтобы плавить свинец.

И тем не менее, новые исследования предполагают, что многие миры по всей галактике могут быть обитаемыми. Кейн и его со-автор Дон Геллино, также из Институа экзопланетных исследований, сейчас пытаются определить, какие из уже открытых экзопланетарных систем могут быть пригодны для поддержания жизни организмов-экстремофилов.

«Нам известно множество газовых гигантов и планет с эксцентрическими орбитами», говорит Кейн. «Мы можем обнаружить на них кое-какие сюрпризы, по мере того как мы начинаем определять, что мы считаем пригодными для жизни условиями».

Источник: mixstuff.ru