Марианская впадина хранит секреты климата

Марианская впадина хранит секреты климата
Удивительно, но в формировании климата океанические впадины играют решающую роль. Это стало доподлинно известно в конце 2010 года, когда ученые проанализировали результаты, полученные при погружении робота-батискафа в Марианскую впадину. До сих пор она считалась самым недоступным местом на Земле. Эта экспедиция стала первым этапом исследования, задачей которого стоит определение роли мирового океана в круговороте углерода.

Второе название Марианской впадины – Бездна Челленджера, и это самое глубокое место в мировом океане. Она тянется вдоль Марианских островов в Тихом океане, и имеет протяженность в полтора километра. Ее склоны расположены под крутым углом, а ее дно, шириной 1-5 километров имеет плоскую поверхность.

Глубоководный аппарат лишь однажды смог достичь ее дна. В 1960 году, на батискафе, который носил название «Триест», пилотируемом лейтенантом военно-морских сил США Доном Уолшем, в сопровождении швейцарского исследователя Жака Пикара, удалось опуститься до отметки близкой к одиннадцати тысячам метров.

На сегодняшний день исследования таких глубин проводятся с помощью роботов, оснащенных по последнему слову техники. Это связано с тем, что исследования затруднены большим глубинным давлением толщи воды, и, как следствие, длительной реабилитацией экипажа батискафа. Кроме того, создает определенные трудности низкая температура, и мрак.

Однако группа ученых исследователей, которая в 2010 году осуществила погружение под руководством Рони Глада из Копенгагенского университета, уже опубликовала первые результаты экспедиции.

Выводы ученых сводятся к тому, что океанические впадины активно поглощают двуокись углерода СО2, и тем самым играют значительную роль в формировании климата на планете. Ученые хотели выяснить, сколько органического материала находится на дне, распадается ли он, откладывается, или перерабатывается. Оказалось, что органика интенсивно перерабатывается бактериями, которых на этой глубине очень много. Роль впадин в круговороте углерода очень велика, не смотря на то, что они занимают лишь около двух процентов от океанской площади. Глубоководные впадины производят большое количество углерода благодаря тому, что действуют по принципу ловушек, и собирают в своих глубинах большое количество органической материи.

Океанические впадины имеют принцип действия наземных лесов, поглощая большое количество двуокиси углерода. Таким образом, они могут препятствовать процессу развития глобального потепления, и поддерживать равновесие экосистемы планеты. Захватывая большее количество углерода, Мировой океан отдает большее количество кислорода в атмосферу.

Данное исследование объединило в себе многие институты, университеты, и агентства. Уже через три часа после старта, робот-батискаф достиг поверхности дна Марианской впадины. Были опробованы новые сложные глубоководные приборы для измерения количества накопленного углерода. Все измерительные датчики были выполнены из титановых сплавов, которые способны выдержать давление одиннадцатикилометровой толщи воды. Следующий этап исследований будет направлен на то, чтобы определить, какое количество углерода аккумулируется в глубоководных впадинах по сравнению с другими частями океанического дна.

Океанические впадины способны еще не раз удивить ученых. В 2008 году экспедиция, исследовавшая океаническое дно на глубине 8000 метров, обнаружила неизвестные виды рыб и ракообразных. Возник ряд вопросов, чем эти глубоководные жители питаются, как размножаются и выдерживают такое давление. Вопрос с питанием снят, так как очевидно, что пищей им служит органика, затягиваемая во впадины как в космические черные дыры.