Сокашинбатса (Sokushinbutsu, Сокушинбутсу, дословно: «достижение состояния Будды (святость), оставаясь живым») — практика буддийских монахов или священников, известная как прижизненная само-мумификация. Практиковалась, предположительно, почти исключительно на севере Японии в префектуре Ямагата. Считается, что сотни монахов пытались покончить жизнь таким странным способом, но только от 16 до 24 мумий были обнаружены на сегодняшний день. Официально, эта практика не практикуется сегодня ни одной буддийской сектой.
Процедура В течении 1000 дней священники придерживались строгой диеты из орехов и семян, активно занимаясь физическими упражнениями, чтобы извести весь жировой запас. Затем, еще тысячу дней, они питались исключительно корой и кореньями, понемногу отравляя тело ядовитым отваром из смолы лакового дерева.
Отрава вызывала частые рвоты, и потерю жидкостей, а также делала плоть непригодной для пищи червей. Наконец, монах замыкался в каменном склепе, с дыхательной трубкой и колокольчиком в руке, которым он подавал ежедневный знак, что всё ещё жив. Когда колокольчик переставал звонить, склеп запечатывали, и ждали ещё три года, прежде чем вскрыть. Если мумификация проходила успешно, сидящего в позе лотоса монаха объявляли Буддой, и переносили в храм для поклонения. Чаще — находили разложившееся тело, свидетельствующее, что адепту не удалось достичь полного просвещения в этой жизни, и кармический цикл придётся продолжить.
Что касается происхождения этой практики, существует общее предположение, что основатель школы Сингон Кукай завёз эту практику из Китая во время династии Тан в рамках тайной тантрической практики, которая впоследствии была забыта в Китае.
С 1879 года эта практика запрещена правительством Японии.