Непознанное
Электричество… до нашей эры
В последнее время часто пишут об удивительных, но пока необъяснимых находках, полагая, что такие чудеса нашего века, как самолеты, электроприборы и сложные технологические процессы, уже были известны несколько тысяч лет назад. Даже скептики вынуждены признать, что некоторые археологические находки — веское тому подтверждение.
Наиболее известной вещественной находкой такого рода можно считать электрическую батарею, изготовленную за две тысячи лет до опытов Луиджи Гальвани, проведенных в 1786 году, и до источников тока, созданных А. Вольтом в XIX веке. Ее нашел в 1937 году во время раскопок под Багдадом немецкий археолог доктор Вильгельм Кё’ниг. К сожалению, он не придал особого значения своей находке.
После второй мировой войны археологические раскопки в Ираке были возобновлены. Там, где некогда находился античный город Селевкия, ученые обнаружили небольшие глазурованные глиняные сосуды, напоминавшие цветочные вазы. Но находка оказалась куда более серьезной. «Вазы» размером около 10 сантиметров хранили в себе запаянные медные цилиндры с железными сердечниками внутри, изъеденными коррозией. В некоторых «вазах» сохранились также кусочки битума. Для пайки цилиндров применяли сплав свинца и олова в той же пропорции, что и в современной технике. Сомнений не оставалось. Это были остатки древних гальванических, точнее сказать электролитических, элементов.
Гальванотехники без особых трудов реконструировали элемент, залили его электролитом — медным купоросом и получили электрический ток. Шумеры, скорее всего, применяли в качестве электролита лимонную или уксусную кислоту. Они дают менее высокое напряжение, чем медный купорос, которого древние, по-видимому, не знали. Но они могли соединять электрический элемент в батареи и получать желаемое напряжение. Гальванический элемент древних шумеров Двуречья мог давать ток с напряжением 0,25—0,5 вольта, а по другим данным — до о вольт с силой тока 0,5—6,0 миллиампер, в зависимости от состава и концентрации заливаемого электролита. Так было признано, что примитивные батареи работоспособны.
Остались невыясненными самые важные вопросы: как, кем и зачем были сделаны эти простейшие электрические батареи две тысячи лет назад? Для создания этих » батарей необходимо было иметь не только общие понятия об электричестве, но и знания основных законов физики, чтобы рассчитать параметры батарей. Возможен ли в древнем обществе столь высокий уровень научных знаний и технологии? Тут вполне правомерно привлечь гипотезу о том, что такие технические аномалии древности могут, быть следствием космических палеоконтактов.
Если в древнем мире существовали электрические источники тока, образцы которых найдены в Двуречье и то логично допустить существование приборов, устройств, использовавших полученную электроэнергию. Какие это были приборы, мы не знаем. Можем лишь предполагать, исходя из потребностей общества той эпохи, что электроэнергия могла использоваться в гальванопластике при производстве украшений, в лечебных целях при электроакупунктуре, а также для освещения.
Почти пятьдесят лет шумерские батареи оставались единственным образцом древней электротехники. И вот в *| начале восьмидесятых годов Рейнхард Хабек сделал сенсационное открытие в египетском храме Хатор. Храм находится в городе Тентира (который древними греками назывался Дендера) в среднем течении Нила, примерно в пятистах километрах южнее Гизы и в пятидесяти километрах к северу от Фив. Построен, по-видимому, в 4—1 веках до н. э. Вот что пишет Рейнхард Хабек о своем открытии.
Посетитель храма Хатор может познакомиться с загадочными рельефами на стене. На рельефах изображена несколько грушевидных предметов с волнистыми линиями в виде стилизованных змей внутри них. Поскольку никакого рационального объяснения этим предметам дать нельзя, то их просто считают ритуальными атрибутами и символами. Тем не менее это не решает вопроса об их происхождении и назначении. Здесь же можно видеть шланги или кабель, а также стойки, служащие подпорками грушевидных прозрачных предметов, занимающих центральное место в композиции рельефа. Подпорки, получившие название «столбы Дьед», имеют сложную конструкцию. Весь рельеф оставляет впечатление сложного осветительного устройства. Грушевидные объекты с волнистыми линиями внутри — лампы электрических светильников, «столбы Дьед» — высоковольтные изоляторы, о чем говорит весьма характерная для изолятора конструкция. Лампы накаливания в Древнем Египте? Возможно ли это?
К сожалению, иероглифические тексты, сопровождающие рельефы, расшифровать еще не удалось, подтвердил египтолог из Трирского университета доктор Эрих Винтер. Поскольку египтологи пока не выяснили смысла рельефов храма Хатор, в их интерпретации пробуют свои силы… инженеры.
Инженер-электрик Вальтер Гарн, руководитель проекта одного крупного австрийского концерна, ничего не знал о храмах Дендеры. Впервые увидев фотографии древнеегипетских рельефов, он был очень удивлен, поскольку, по его мнению, «столбы Дьед» выглядят точно так же, как современные высоковольтные изоляторы. Змеи могут быть нитью накаливания или светящимися разрядами, которые под действием высокого напряжения выходят из чашечки цветов лотоса, изображающих держатель стеклянной колбы светильника. Без знании электротехники создать этот рисунок было бы невозможно.
Если допустить, что древнеегипетские жрецы пользовались электрическими лампами накаливания, то возникает вопрос об источниках энергии. Батарея, подобная той, что нашел Кёниг под Багдадом, для столь мощных светильников, соизмеримых по своим размерам с ростом человека, явно маломощна. Читая рельефу как читают инженерный чертеж, можно видеть, что от баллонов светильника идут толстые провода, кабели или шланги, которые соединяются с баком. Содержание и назначение этого «бака» остается пока неясным, поскольку текст надписей еще не расшифрован. Очевидно, этот «бак» исполнял функции генератора.
По этому поводу инженер-электрик Гарн сообщает следующее. Так как для питания светильников было необходимо высокое напряжение, жрецы, возможно, использовали ленточный электростатический генератор, который применяется в основном в ядерной физике-. Заряды вводятся внутрь шара на изолированной ленте и снимаются наконечниками. Таким образом шар заряжается и находится под большим напряжением. Даже при помощи простых электростатических генераторов легко можно получить напряжение в сотни тысяч вольт. Возможно, что «столб Дьед», считает Гарн, заряжался изнутри горячим воздухом и пылью. Может быть, поэтому на Ц рельефе изображен бог воздуха Шу, восседающий на «генераторе». На токопроводе изображен символ «напряжения» и символы положительного и отрицательного начал, прекрасно выражающие физическую природу электрического напряжения. В композиции присутствует и покровитель науки бог Тот, как бы освящая своим присутствием это таинственное деяние. Он держит в руках два ножа, символизирующих, вероятно, электрический рубильник. В одной из сцен ножи разведены — рубильник разомкнут, в другой сцене ножи сведены — рубильник включен. Символизм древнеегипетского искусства в данном случае помогает инженерам прочитать загадочный рельеф.
Вальтер Гарн опубликовал книгу «Свет для фараонов», в которой он описывает реконструированные по изображениям на рельефах две действующие модели. Одна из них представляет собой электродуговой разрядник, при работе которого возникает интенсивный световой эффект. Вторая модель, которая демонстрировалась на международной конференции Общества древних астронавтов в Вене, представляет собой стеклянную колбу длиной 40 сантиметров с двумя металлическими штифтами. Заметим, что древние египтяне были очень искусны в изготовлении стекла. «Если из этой колбы выкачать воздух, то даже при невысоком напряжении наступает разряд,— пишет Гарн.— При давлении примерно 40 миллиметров ртутного столба светящаяся нить изгибается. Если и дальше откачивать воздух, то змееобразная линия растягивается, пока не заполнит всю стеклянную колбу. Вид этого процесса соответствует изображениям на древних рельефах».
Поскольку установлено, что рельефы храма Хатор отображают традиционные для египетской мифологам сюжеты и выполнены по древним образцам, то изображенные светильники следует относить не к позднему, а к среднему или даже древнему царству.
До сих пор остается загадкой, какими осветительными средствами пользовались древние художники, делая прекрасные многоцветные росписи и ювелирной работы рельефы в темных камерах пирамид и храмов. На стенах и потолках нет никаких следов копоти от факелов, которые могли быть единственным средством освещения.
Мы вправе задать вопрос: а не пользовались ли создатели пирамид и храмов электрическим освещением, секрет получения которого вместе с другими высокими познаниями и техникой мог быть передан им палеокосмонав-тами, посещавшими Землю?
Поставить такой вопрос мы вправе еще и потому, что в древних источниках есть сведения о том, что несколько тысяч лет назад у жрецов и мудрецов совершенно естественным было представление о других разумных мирах и об их положительном влиянии на людей и на земные дела. Обратимся к дореволюционному петербургскому изданию книги «Путешествие Пифагора». Вот как рассказывается в ней о посещении чрева египетской пирамиды: Пифагор. Жрец Изиды, можешь ли ты отворить мне двери в лабиринт?
Жрец. Могу! Следуй за мной.
Пифагор. Пройдя множество трудных закоулков с закрытыми глазами, я был сведен на дно просторного колодца, откуда, наконец, шел в лабиринты, освещенные кротким светом, способным для чтения и размышлений. Ученики мои! Не могу описать вам положение души моей, жаждущей познаний, при рассмотрении великого множества ученых вещей!
Что за лабиринты под пирамидами? Какие учен вещи видел в них Пифагор и при каком освещении, ее ни слова не говорится о факелах?
Почему «же в распоряжении историков так мало или совсем нет прямых свидетельств? Во-первых, потому, что, являясь достоянием жрецов и правителей, знания и технические секреты хранились в глубокой тайне. Во-вторых, распространению «еретических» взглядов всегда препятствовала религия.
И все-таки некоторые тайные знания древности просачивались в общество, но почти не воспринимались общественным сознанием и не становились объектом изучения науки. Их считали курьезами или выдумками фантазеров. Примером могут служить сведения о необычных даже для XVII века физических понятиях, изложенных в трудах Си-рано де Бержерака. В книге «Путешествие на Солнце» он излагает основные принципы термодинамики, правда в весьма туманных, образных выражениях, какими мог оперировать поэт той эпохи. Сирано говорит, что электричество вырабатывается борьбой тепла («огненного зверя леса») и холода («ледяного зверя»). В конце битвы, сопровождающейся ударами грома, у огненного зверя зажигаются глаза, которые питаются светом этой битвы. «Представьте себе,— пишет Сирано,— что они — два маленьких солнца, и древние нашего мира знали хорошо, как их использовать, и они называли их горящими лампами, и они их использовали лишь только в великолепных усыпальницах известных людей».
Французский исследователь Эме Мишель спрашивает, что же это за горящие лампы, свет которых рождается в результате действия тепла и холода? Что это за славные личности? Далее Эме Мишель сообщает, что в книге тайного общества Розенкрейцеров «Фама фратернитате ро-зекруцес», опубликованной в 1814 году, есть интересное разъяснение. В книге пишется, что когда была открыта могила Христиана Розенкрейцера, легендарного основателя общества, членом которого был и Сирано де Берже-рак, то там горели лампы вечного света, то есть лампы, не требовавшие расхода горючего и внешнего источника энергии. Сирано пишет по этому поводу: «Наши современники видели их (эти лампы) горящими на этих знаменитых могилах. Но их невежественное любопытство повлекло за собой уничтожение этих ламп (они их разбили), думая найти внутри их баллонов (резервуаров) тот огонь, который давал свет».
Мы можем предполагать, что наряду с лампами накаливания и лампами дневного света, работавшими на подводимой от какого-то генератора энергии, в древности были известны и использовались лампы постоянного свечения на основе мощных, стойких люминофоров. Источник знаний древних египтян, Розенкрейцеров и конкретно Сирано де Бержерака скорее всего один и тот же — внеземной, полагает советский исследователь А. Б. Петухов в своей рукописной работе «Загадочные техницизмы в работах средневековых утопистов». Эту идею развивает и сам Сирано:«.. .я выбрал плод зрелый и уже лишенный кожицы, и едва я смочил его своей слюной, как погрузился в мировую философию. Мне показалось, будто у меня в голове возникло бесчисленное множество крошечных глазков и я обрел возможность говорить с самим Создателем».
По выражению А. Б. Петухова, Сирано стоял у «древа познания», которое можно трактовать как некий информационный центр внеземной цивилизации. Сирано сам говорит о своей связи с неземными жителями и о том, что тайные знания и технические секреты Розенкрейцеры получили при своих контактах с существами с других планет, более сведущими, чем земляне, в законах материальной Вселенной. Эме Мишель сообщает, что когда речь заходила о связи с жителями иных планет, Сирано был особенно неистощим. Согласно его описаниям, существа других миров не переставали появляться на Земле на протяжении всей человеческой истории. Именно один из них поведал Сократу мудрость. Этот «демон» Сократа имел внеземное происхождение. Сирано говорил об этом с улыбкой, без лихорадочного блеска в глазах, свойственного фанатикам, видимо понимая все недоверие, с которым современники встретят его диковинные сведения.