Площадь ледяной шапки на Северном полюсе планеты этим летом сократилась до рекордного минимума за всю историю спутниковых наблюдений. В 1975 году, когда ледники измерили впервые, их площадь составляла восемь миллионов квадратных километров, а сейчас всего четыре. В этом августе Арктика ежедневно становилась меньше на 75 тысяч километров. Такими темпами она и вовсе может растаять. Но ученые давать пессимистичные прогнозы не спешат.
Жаркое арктическое лето. Около плюс пяти, вернулись северные птицы, и океан полон щенков. Щенки — это профессиональный термин. Называть эти маленькие льдины иначе у ученых язык не поворачивается. Необычное тепло топит лед. На снимках из космоса видно: вместо бескрайней ледяной пустыни — открытая вода. И Северный морской путь необычно свободен.
«Морской путь начинается в Мурманске. Видите, все свободно, Карское море — свободно, море Лаптевых — свободно», — показывают карту льдов моряки.
Всего четыре миллиона квадратных километров льда — это в пять раз меньше, чем было в начале XX века. Удивились даже белые медведи. Они уже давно используют арктические льдины, как удобные плавсредства, чтобы с наступлением лета уйти с Новой Земли. В этом году последние большие льдины медведи прозевали.
«Они не ушли. И мы просто были в шоке и ужасе. Я не скажу, чтобы они прямо кишмя кишели, но мы с собой всегда брали по два ствола», — признается старший научный сотрудник отдела ледового режима и прогнозов Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Андрей Тюряков.
С нормальным для экспертов по льдам жаром, они обсуждают фотографии последней экспедиции. Виды необычны, но причины понятны. Просто в этом году в Арктике действительно было тепло.
«Общая причина — потепление климата в 1990-е годы. Если сравнивать кривые температуры воздуха и таяния льдов, то они совпадают», — резюмирует заведующий отделением взаимодействия океана и атмосферы Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Генрих Алексеев.
Это всего лишь погодный шум, говорят ученые. Просто так вышло, лето выдалось теплым. Вообще же, период глобального потепления, о котором с наслаждением говорили обыватели и даже ученые, пугали страшным наводнением, цунами, затоплением большей части Европы и засухой в Сибири, из-за которых населению пришлось бы перемещаться по странам и материкам, теперь уже, совершенно очевидно, заканчивается. На конец девяностых годов пришлись пики сразу двух обычных периодов потепления — шестидесятилетнего и двухсотлетнего. Теперь апокалипсис отменяется.
«Температура будет понижаться, откладывается вопрос о грядущем потоке, никаких страшных аномалий не приходится ожидать», — прогнозирует ведущий научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Залман Гудкович.
Есть даже плюсы — отсутствие льда облегчило бы работу буровых платформ в океане, открыло бы для судов оптимальный путь из Мурманска в Японию и Юго-Восточную Азию. Но даже в этом жарком году Северный морской путь до конца не освободился ото льда. В районе Чукотки его не пройти без ледоколов. И в будущем ледоколы тоже еще пригодятся.
Меняется ли глобальное потепление на похолодание или наоборот, в средних широтах это все равно не заметно. Погоду делают Арктика и Антарктика. И именно там изменения климата видны больше всего. Нынешнее экстремальное таяние льдов, скорее всего, прощальный реверанс закончившегося потепления. Ученые уверены, уже в следующем году Северный Ледовитый океан вновь превратится в белую ледяную пустыню.