Учёные много говорят о том, что математика и наука являются истинными универсальными языками Вселенной, и если когда-нибудь мы встретимся с инопланетянами, то в первую очередь попробуем общаться с их помощью.
Но задумывались ли они, что это будет значить? К примеру, будет ли это означать, что мы должны будем понизить статус всех земных учёных – если выяснится, что где-то, в другом уголке Вселенной, всё было изобретено и открыто задолго до них?
Большинство людей, выросших в Соединённых штатах, обладают так называемым евроцентристским взглядом на мировую историю. Другими словами, учителя в американских школах заявляют, что влияние, исходящее от одного кусочка суши оказало огромное воздействие на весь современный нам мир. Но при этом они совсем не любят рассказывать о том, что конкретно стояло за этим влиянием.
Такой предвзятый взгляд чаще всего отличает социальные и политические дисциплины, но время от времени он примешивается и к истории науки. К примеру, мы знаем, что большинство научных открытий, которые приписывались европейским изобретателям девятнадцатого века, на самом деле были открыты китайцами за столетия до этого.
Конечно, контакт с инопланетянами не заставит нас переписать нашу социальную историю. Земля в большой мере развивается сама по себе. Мы можем сомневаться, кто же первым открыл Американский континент, но это точно были не инопланетяне.
Но как насчёт математики и других точных наук? В отличие от земных социальных движений, они-то действительно универсальны.
Это означает, что они могли быть открыты как здесь, так и в далёкой-далёкой галактике – и к тому же в незапамятные времена. На сегодняшний день мы считаем, что Альберт Эйнштейн открыл общую и специальную теории относительности, также как многие считают, что идея геликоптера впервые пришла в голову Леонардо Да Винчи. (Хотя это не так. Они были игрушками в Древнем Китае за столетия до его появления на свет).
А теперь представьте, что мы встречаемся с инопланетянами и выясняем, что Глорбон Гребулос с планеты Глорб открыл теорию относительности за сотни лет до Эйнштейна – и кого мы в теперь должны поместить на постер?
Это, конечно, шутка. Ни одну оригинальную идею или вклад в научное развитие любой цивилизации нельзя вот так взять и полностью проигнорировать. Тем не менее мы должны уважать и признавать заслуги тех, кто сделал это первыми.
Хочется верить, что когда-нибудь на уроках истории станут преподавать историю двух или трёх миров, а в учебниках будет подробно расписано, в какой именно последовательности во Вселенной были открыты различные универсальные научные истины.