Название жанра «опера» восходит к латинскому «опус» или «работа». Словосочетание «мыльная опера» впервые появилось в 1939 году в качестве издевательского названия для дневных развлекательных радиопередач, которые спонсировались производителями мыла.
Когда печально известная певица сопрано Франческа Куццони отказалась петь арию «Falsa imagine» из оперы «Оттон» Генделя, автор схватил ее за талию и поклялся выбросить ее из окна, если она не согласится.
В XVIII веке в «opera seria» (серьезная опера), главным певцам приходилось стоять в третьей балетной позиции, с согнутыми дугой коленями и сведенными вместе пятками. Одна из лодыжек в этом положении должна была находиться слегка впереди другой. Они находились в этой позиции до конца песни.
В течение 17 века, женщинам не разрешалось петь на сцене, даже в хоре. Партии сопрано, меццо и альт исполнялись кастратами. Первым из великих кастратов (castrati) был Бальдассаре Ферри (1610-1680). Он был настолько знаменит, что люди встречали его за три километра от города и заполняли его экипаж цветами.
Сочинители оперы иногда нанимали группу людей для поддержки собственных произведений или для подвергания обструкции работ своих конкурентов. Эта группа называлась «клака» и была вполне обычной на европейских оперных спектаклях.
Первое представление оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» было одним из самых больших провалов всех времен. Публика издавала крики птиц, мычание овец и блеяние коз. Тем не менее, со временем «Мадам Баттерфляй» стала одной из самых знаменитых опер в истории жанра.
После того как Папа Иннокентий 12 (1615-1700) услышал о скандальном поведении публики на опере в Tor di Nona (в одном из районов Рима), он объявил оперный театр аморальным и велел сжечь его дотла.
Жан-Батист Люлли (1632-1687) считается отцом-основателем французской оперы, хотя он, на самом деле, родился в Италии. Он ввел в оборот дирижерскую «палочку», но, к несчастью, он ударил этой «палочкой» по собственной ноге, после чего у него началась гангрена, и она убила знаменитого композитора.
На премьеру оперы Шарля Гуно (1818-1893) «Фауст» не было продано достаточно билетов. Продюсер раздал билеты на три первых спектакля людям, живущим вне города, и объявил, что все билеты распроданы. Заинтригованная городская публика начала скупать билеты, и «Фауст» стал настоящим хитом.
Моцарт написал свою первую оперу, пародию на одно из оперных интермеццо в возрасте всего лишь 12 лет.
Бетховен написал единственную оперу «Фиделио», которая отличалась изрядной долей гуманизма. Он работал над ней, снова и снова переделывая, в течение долгих 11 лет. Она была поставлена в 1805 году, как раз, когда глухота ввергла его в депрессию.
После окончания оперного спектакля мужчинам кричат «bravo», а женщинам принято адресовать «brava». Если вы хотите выразить восхищение двумя или тремя певцами, используйте форму множественного числа итальянского языка, которая звучит « bravi».
Происхождение оперы обычно приписывают временам драм. Которые ставили древние греки, хотя Египтяне поставили свой спектакль Heb-Sed (Пиршество Хвоста) еще за 2 тысячелетия до этого. Heb-Sed эволюционировал в Пьесы Страсти, в которых представлялось славное прошлое Египта переложенное на музыку и сопровождаемое пением.
Самая ранняя сохранившаяся опера была поставлена во Флоренции в 1600 году. Это была «Эвридика», написанная Джакопо Пери и Оттавио Ринуччи. Вскоре после Флоренции представления этой оперы прошли с успехом в Венеции, Риме и других крупных городах Италии.
Первый публичный оперный театр «Сан Кассиано» был открыт в 1637 году в Венеции. В этом театре Клаудио Монтеверди (1567-1643), которого считают «отцом» современной оперы, сместил акцент представлений с диалогов на музыку и пение. Во многом благодаря Монтеверди, Венеция стала столицей оперы того времени.
«Севильский цирюльник», одна из самых известных в мире опер, была написана Джоакино Россини (1792-1868)в рекордно короткие сроки – всего за две недели.
Энрико Карузо (1873-1921), которого с переменным успехом считают величайшим оперным певцом всех времен, был 18 по счету ребенком из 21, из которых детский воздух преодолели только трое. Мальчиком он работал в механической мастерской и пел за деньги на улицах. Он был первым оперным певцом, который не использовал динамической модуляции, то есть пел практически исключительно форте (громко).
Моцарт вступил в общество масонов («свободных каменщиков») в 1784 году и написал несколько кантат для их церемоний. В «Волшебную флейту» он включил их идеалы дружбы, мудрости, преклонения перед природой и жертвенности. Либреттист Моцарта также был когда-то масоном. Моцарт умер всего через девять дней после премьеры оперы, и поговаривали, что он был убит, так как оперы раскрыла некоторые тайны современного ему общества.
После того, как Плачидо Доминго сыграл в 30 июля 1991 года в Вене роль Отелло из знаменитой одноименной оперы Верди, зал рукоплескал ему целых 80 минут, вызвав его на поклон 100 и один раз. Таким образом, был установлен мировой рекорд по продолжительности аплодисментов.
Первая опера, написанная женщиной, была написана в 1625 году и называлась La liberazione di Ruggiero . Автором ее была Франческа Каччини (1587-1641).
Ходили слухи, что соперник Моцарта, Антонио Сальери, признался в преднамеренном его убийстве перед собственной смертью в 1825 году. Римский-Корсаков (1844-1908), вдохновленный этой темой, написал свою оперу «Моцарт и Сальери» в 1897 году.
Адольф Гитлер просто-таки обожал оперную (да и любую другую) музыку Вагнера.
Контральто –это самый низкий и наиболее редкий женский голос. Им чаще всего достаются роли написанные для «castrati», так раньше называли певцов, которые были кастрированы до периода полового созревания.