Происхождение
Первая мартовская неделя: какие обычаи соблюдали наши предки?
Практически каждый день в традиционной культуре наших предков был связан с определенными приметами и поверьями. Вот, например, какими действиями сопровождалось начало календарной весны.
1 марта
Молились о «прогнании лукавых духов», а также «откупались» от болезней и несчастий. «Откупной» обычай восходит к дохристианским временам, когда полагалось выдавать жертву богу Велесу. Доныне он сохранился в купальских ритуальных действах.
Откуп совершался с помощью серебряного предмета (монеты, ложки и т.д.) – из металла, наделенного издревле способностью изгонять злых духов, насылающих хвори и беды. Однако в ход шли и другие вещи, вплоть до самых обыденных. «Откупной» предмет полагалось с особыми заговорными словами оставить на кладбище, перекрестке или просто на дороге.
Именно поэтому существовал строгий запрет поднимать что-либо с земли, а особенно – в перечисленных местах. Иначе можно стать «перекладь-душою», то есть взять на себя то, от чего откупался хозяин вещи. Кое-где этот запрет распространялся даже на случайно упавшие в избе предметы из домашней утвари, куски пищи и т.п.
Когда на Руси укоренилось христианство, о «прогнании лукавых духов» стали молиться преподобному Маруфе. В память о том, что на эту дату приходится самоубийство Иуды, народная культура сформировала целый ряд ограничений не только на этот день, а на все времена:
– не брать соль из солонки пальцами;
– не макать кусок хлеба в солонку;
– не класть ложку «дном кверху» (что возможно лишь за поминальным столом);
– не усаживать за стол 13 человек.
О погоде 1 марта говорили кратко и емко: «Вздел Ярила зиму на вилы».
2 марта
День Маремьяны-кикиморы, в который полагалось перемыть кухонную утварь раствором с настойкой из корней папоротника; вымести дорожку перед домом от крыльца к колодцу или перекрестку; выбросить, разбив, посуду с трещинами и сколами; сжечь ветхую одежду и прочий хлам; обойти дом с факелом.
Набожные христиане в этот день молятся великомученику Феодору Тирону о помощи в бедности и нужде, заступничестве за вдов и сирот, сострадании к нищим и беззащитным, обретении украденных вещей; священномученику чудотворцу Ермогену – об избавлении от недугов; Тихвинской иконе Божьей матери – о преодолении трудных и скорбных обстоятельств жизни.
По народному календарю, с этого дня вороны начинают вить свои гнезда. Прогноз погоды по приметам 2 марта довольно категоричен: какова погода на Фёдора, такова она и летом. И в очередной раз обычай предостерегал от взглядов в вечернее небо: неровен час, звезда упадет… Если таковое случится, то это знак тяжелой болезни или даже смерти.
3 марта
В православном календаре этот день почитается память святителей Льва, Папы Римского, Агапита-Исповедника, епископа Синадского, и Флавиана-Исповедника, патриарха Цареградского; преподобных Шио Мгвимского и Космы Яхромского; епископа Василия и многих мучеников.
А в народе привечали птичку овсянку, у которой «зобок желтоватый, хребетик зеленоватый», так как ее появление предрекало приближение весеннего тепла. «Зазывая» овсянку, пекли маленькие булочки из овсяной муки – овсянички. Объявляли: «Ярила – с птицей овсянкой» и символически кланялись ему, держа в руках выпечку, чтоб заставил пернатую спутницу спеть: «Покинь сани! Покинь сани!».
Для овсяничек в современном исполнении потребуется 300 г овсяных хлопьев, 200 г сахара, 100 г сливочного масла, 3 яйца, 2 ст. ложки муки, 5 – 10 г разрыхлителя, ванилин по вкусу. Растопив масло, добавить сахар, перемешать, влить в хлопья и оставить на час «отдыхать». «Отдохнувшую» массу растереть с желтками, добавить взбитые белки, муку, разрыхлитель и ванилин. Выложить чайной ложкой на противень (можно – на выстеленный пекарской бумагой) и выпекать в жаркой духовке (200° С) до подрумянивания.
4 марта
По стародавней традиции, женщины в этот день (на святого Архипа) должны были наготовить как можно больше еды, чтобы дом был «полной чашей» весь год.
Полагалось привечать «сирых да убогих», принимать и угощать. Да и вообще: чем больше добрых дел сделано 4 марта (по н. стилю), тем лучше, как для души, так и для семейного благополучия.
В крестьянских семьях пекли каравай, посвященный солнцу, по ломтю его следовало съесть всем домочадцам, а также соседям и зашедшим в дом нищим. А хлебные крошки тщательно собирали, и хозяин или хозяйка бросали через правое плечо по принципу: кинешь хлеб-соль назад, – по осени с хлебом будешь.
5 марта
У славян этот день именовался Маньяком, считалось опасным в этот день занедужить, так как хворь либо продлится долго, либо приведет к смерти больного. Если ломоть хлеба, положенный ему в подмышки с вечера, засыхал к утру, это означало самый мрачный исход. А кто увидит падающую звезду, либо сам умрет вскоре, либо потеряет кого-либо из ближних.
5-го марта могло состояться первое таяние снега и считалось, что «если в этот день курочка водички у порожка напьется, то быть весне дружной и теплой». Из старинных обычаев, приходящихся на эту дату, стоит, в первую очередь, назвать «похищение огня». Если удавалось тайком добыть огонь из кузнечного горна и отнести его в поле, то это считалось скреплением союза земли, сохи и бороны, греющим будущие всходы, отгоняющим от нивы скудость и сулящим хороший урожай.
А женщины должны были, по традиции, напечь кокурок. Состав ингредиентов, технология приготовления и внешний вид их сильно отличались, в зависимости от местных традиций региона. На русском Севере в ржаное тесто заворачивали вареные яйца, на Дону выпекали в виде пшеничных ватрушек, в Поволжье – коржиками, на Урале – калачиками или баранками и т. д.
Вот пара рецептов.
На стакан молока берется 150 г нутряного жира, 2 ст. ложки сахара, 3 стакана муки, по 1 ч. ложке соды и соли. В растопленный жир добавляются остальные компоненты и замешивается тесто, оно формируется в виде колобков или коржиков, выпекается 30 – 40 минут при температуре 180° С.
Или же так: замешивается тесто из 500 г сметаны и 500 г муки (соль – по вкусу), раскатывается и режется на прямоугольники, в каждый из которых заворачивается вареное яйцо, а поверхность смазывается слегка взбитым сырым яйцом. Выпекаются кокурки в горячей духовке (220° С) на противне, который покрыт фольгой, смазанной маслом, в течение 15 минут.
6 марта
День памяти преподобного Тимофея-Пустынника, имевшего дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов, в народном месяцеслове представлен как Тимофей-Весновей. В солнечную погоду старики выходили погреться на завалинке, повспоминать смешные истории. Потому что «Весновей теплом веет – стариков греет».А еще предки наши говаривали: «По Тимофею – начало весны»; «Тимофей – вестник теплых дней»; «на Тимофея дует вешний ветер перемен»; «как ни злись метелица, все весной повеивает»; «Весновей теплом привечает»; «дожить до Весновея, а там зима не страшна».
7 марта
Мужички вывозили навоз на поля, по дороге примечали: не прилетели ли ранние грачи или скворцы? Бытовала пословица: «Грачи прилетели – проталины принесли». Бабоньки в избах пекли блины с добавлением горсти намолоченного зерна от прошлого урожая в знак благодарности Небесам за проявленную милость. Ели «чёрную уху», как ни странно, вовсе не с рыбой, а с мясом, сваренном в огуречном рассоле с имевшимися под рукой приправами.
* * *
Вот такие обычаи существовали в прежние времена. Как ни относиться к ним, – серьезно или не очень – что мешает побаловать домашних традиционной выпечкой?