Непознанное
Зеркало и суеверия…
В славянских народных представлениях зеркало воспринимается прежде всего как граница между земным и потусторонним миром и подобно другим границам (межа, окно, порог, печная труба, колодец и т. п.) считается опасным предметом и локусом, обращение с которым требует особой осторожности и специального ритуального оформления. На зеркало распространяются многие запреты и предписания, относящиеся к границам вообще или к отдельным видам границ…
Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде. Этого несчастья можно избежать, примеряя свадебный наряд без одной перчатки. Кроме того, вернувшись из церкви, молодым непременно следовало встать рядом перед зеркалом - это должно было принести им удачу.
Последнее суеверие едва ли было изначально связано с зеркалом. Поиски его источника уводят нас в те времена, когда зеркал в современном смысле этого слова еще не существовало.Осматривая Помпеи, трудно не удивиться, видя почти во всех тамошних дворах небольшие мелководные бассейны с мраморным парапетом.
Они не применялись для купания, но и не были простым украшением интерьера. Это были зеркала, и, сидя над отражением в неподвижной глади воды, помпеянки приводили свою внешность в порядок точно так же, как в наши дни перед зеркалом. Жестокая соперница, стремясь навредить своей жертве, подбрасывала в ее зеркальный бассейн гальку.С другой стороны, в старину зеркала играли определенную роль в дьявольских манипуляциях колдунов, и это тоже могло повлиять на формирование суеверия.
В античные времена существовал определенный способ гадания с помощью зеркала. Когда водное гадание производилось с помощью зеркала, оно называлось катопторомантией. Зеркало погружали в воду, когда хотели узнать, какова будет дальнейшая судьба больного. И по тому, выглядел он в зеркале больным или здоровым, судили о том, сможет ли он выздороветь. Очевидно, мрачные знамения, связанные с искаженным отражением в мокром стекле, могли и в самом деле ухудшить состояние больного.
Поверье о том, что разбившееся зеркало приносит неудачу - одно из наиболее распространенных в наши дни. Китайцы вешали бронзовые зеркала над идолами в своих домах, поскольку считали, что злые духи, входящие в дом, увидят себя в этих зеркалах и побоятся входить. Что же касается запрета смотреться в зеркало в доме, где недавно умер человек: шотландцы непременно занавешивали все такие зеркала по вышеуказанной причине. Источник этого поверья в том, что душа человека, глядящегося в зеркало, якобы может быть похищена духом покойного и, таким образом, не попасть в рай.
К наиболее устойчивым и широко распространенным у всех славянских народов относится обычай, закрепившийся и в современном городском обиходе, сразу после кончины завешивать зеркало, отворачивать его к стене или даже выносить из того помещения, в котором находится покойник.
Чаще всего опасность открытого зеркала объясняется тем, что отражение покойника в зеркале и тем самым его удвоение грозит удвоением смерти, ее повторением, т. е. тем, что смерть постигнет еще кого-нибудь из обитателей дома. Разновидностью этой мотивировки можно считать отмеченное у сербов представление, что жертвой новой смерти станет тот из живых, кто первым после случившейся в доме смерти посмотрится в зеркало. Сербы, живущие в Венгрии, для предотвращения этого сначала подносят к зеркалу кошку. Наряду с опасностью повторения смерти, распространенной мотивировкой действий с зеркалом является страх, что покойник будет “ходить”, возвращаясь в свой дом, станет вапмиром.
В повседневной жизни особую опасность для людей зеркало представляет ночью или вечером, т. е. в “нечистое”, опасное время, принадлежащее потусторонним, демоническим силам. Повсеместно у славян известен запрет ночью смотреться в зеркало, так же как и глядеться в воду.
В Мазовше считается опасным смотреться в зеркало после полуночи, т. к. увидишь дьявола или смерть, а особенно страшно - в страстную пятницу. Русские на Рязанщине верили, что смотреться на ночь в зеркало - накликать на себя смерть. По английской примете увидеть свое лицо в зеркале при свечах - к несчастью. Славянские традиции предписывают женщине не смотреться в зеркало во время менструации, беременности и в послеродовой период, т. е. в то время, когда женщина считается “нечистой” и когда, по народным представлениям, “перед ней открыта могила”.
У всех славян известен запрет подносить ребенка в возрасте до одного года (иногда до полугода) к зеркалу. Он имеет множество мотивировок, отражающих различное символическое осмысление главных свойств и функций зеркала - отражения и удвоения, его светоносности, его пограничности по отношению к двум мирам и т. д.
В Полесье чаще всего опасались, что ребенок испугается своего отражения, сидящей в зеркале нечистой силы и т. п., не будет спать, будет видеть дурные сны. Для сербской традиции характерны также мотивировки, согласно которым ребенку, взглянувшему в зеркало, грозит смерть: “ребенка, которому еще не исполнился год, нельзя подносить к зеркалу - он может от этого умереть”.
Ослабленным вариантом этого представления можно считать встречающиеся в Полесье мнения, что такому ребенку грозит “крутой поворот”, перемена судьбы, что его жизнь отразится, перевернется или что он перестанет расти, не будет развиваться . До официального крещения и наречения младенца нельзя было показывать его отражение в зеркале ни днем, ни ночью. Считалось, что нарушение ночного запрета навлечет на него смерть, дневного - испуг и, как следствие, родимец . До года ребенка в зеркале не показывают, а то долго говорить не будет . При всей разнородности приведенных мотивировок и кажущейся их случайности, большинство из них так или иначе связано с представлением о потустороннем мире и его характерных признаках: молчании, невозможности роста, перевернутости и др.
Во всех перечисленных случаях опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с областью смерти, но и в последствиях самого удвоения, благодаря отражению в зеркале, грозящего “двоедушием”, т. е. раздвоением между миром людей и миром нечистой силы, превращением в колдуна, ведьму, упыря. То, что можно увидеть в зеркале, принадлежит нездешнему, тому, иному, потустороннему миру, относится к области смерти и нечистой силы. Таким образом можно объяснить бытующий в России и в наши дни запрет есть перед зеркалом - “красоту свою съешь” , т. е. отражение через “отверстие” в потусторонний мир, коим является зеркало, “втянет” (”съест”) внешнюю привлекательность “оригинала”.
Архаичное представление об опасной, пограничной природе зеркала удивительным образом сохранилось и в широко распространенном, в том числе и в городской среде, современном предубеждении оставлять неприкрытой поверхность маленького дамского зеркальца: “Зеркало открытым держать нельзя, его надо переворачивать - чтобы оно не глядело” , т. е. канал в иной мир должен быть перекрыт.
Английское суеверие, предвещающее неудачу невесте, увидевшей себя в зеркале в полном свадебном наряде, вероятно, связано с эффектом удвоения и общей отрицательной семантикой и символикой числа “два” и четности, парности. Примеряя полный свадебный наряд, девушка еще до дня бракосочетания превращается в невесту и таким образом раздваивается в контексте свадебного ритуала.
Множество запретов мотивировано опасностью сдваивания одинаковых предметов, повторения действий, событий. Однако как у англичан, так и у русских было принято после венчания молодым смотреться в одно зеркало. Во Владимирской губернии после венчания молодые оба вдруг глядятся в зеркало и на вопрос свахи: полюбились ли друг другу? - отвечают всегда утвердительно.
В ритуальный день смотрение в зеркало превращалось в своеобразный оберег. В английской фольклорной традиции день накануне Св. Агнессы - вечер накануне 21 января - время ритуальное, когда граница между тем и этим светом становится прозрачной, преодолимой как для представителей мира реального, так и мира потустороннего. Таким образом девушка, гадающая на зеркале, смотрит как бы сквозь зеркало, прямо в тот свет в ожидании видения жениха или знака своей судьбы.
В русской народной культуре подобными ритуальными периодами времени, сопровождающимися схожими обрядовыми действиями, являются святки . Типичное святочное гадание с помощью зеркала заключается в следующем: собираясь гадать в зеркале, избирают уединенную комнату, берут два зеркала, одно большое, другое поменьше. Ровно в 12 часов ночи начинается гадание. Большое зеркало ставят на столе, против него маленькое; гадающая садится пред зеркалом, обставленным свечами. Все окружающие наблюдают глубокое молчание, сидя в стороне; одна только гадающая смотрит в зеркало. В это время в большом зеркале начинают показываться одно за другим 12 зеркал. Как скоро будут наведены зеркала, то в последнем из них отражается загадываемый предмет… Верный признак наведения есть тусклость зеркала, которое протирают полотенцем.
Наши ворожеи думают, что суженый, вызванный поневоле этим гаданием, приходит в гадательную комнату и смотрит в зеркало через плечо своей суженой. Суженая всегда рассматривает все черты лица, платье и другие его приметы. Когда она кончит свой обзор, тогда кричит: “Чур сего места!” При этом чурании привидение вдруг исчезает.
Старушки уверяют, что, если суженая не зачурает приведение, тогда оно садится за стол, вынимает из кармана что-нибудь, кладет на стол. Догадливые гадательницы в роковой миг начинают чурать; привиедение исчезает, а оставленная на столе вещь остается в ее пользу.
Последствия оправдывают ожидания ворожеек: оставленная вещь будто всегда похищается у жениха в то самое время, когда его суженая наводит зеркала. Самое важное обстоятельство в этом гадании есть слова: “Суженой, ряженой! Покажись мне в зеркале”, - и мысль об нем до появления двенадцатого зеркала.
Если гадающая не успеет зачураться, то призрак может ударить девушку по лицу, и синяк пройдет только после свадьбы. Точно так же возбраняется класть рядом с зеркалом какие-либо острые предметы - нож, вилку. При несоблюдении этой предосторожности, суженый может покалечить гадающую .
Чрезвычайно устойчиво во всех славянских традициях представление о том, что разбитое зеркало сулит несчастье и смерть. Более того, само битье зеркала может приписываться смерти: “Зеркало разобьешь - или к болезни тяжелой, или к смерти” . (Ср. английское поверье: “Если зеркало падает и разбивается, это верная примета скорой смерти в семье”). В этих суевериях отражается общее представление об опасности всякого непредусмотренного нарушения границы между тем и этим светом .