История / Интересное

Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Откуда мы знаем, что ели наши предки? Археологи часто обнаруживают остатки рациона древних народов, и это помогает нам лучше понимать, как жили на планете в прошлом.

Крендели эпохи Просвещения
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

В средневековом немецком городе Регенсбурге недавно нашли два кренделя, которым, судя по всему, около 200–300 лет. Их обнаружили на месте, где раньше находилась пекарня, а свою форму они сохранили, видимо, потому, что обгорели в печи, и их выбросили как брак. По размеру они похожи на современные крендели, правда, за пару столетий они усохли на 15%. Булки поместили в местный исторический музей: учёные уверены, что это самые древние крендели на земле.

Как канализация Помпеев помогла понять экономику Рима
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Разрушенные извержением Везувия Помпеи и Геркуланум уже много рассказали об античном быте и искусстве, а глубинный анализ останков помог восстановить картину экономики Римской империи. В конце 2014 года археологи проанализировали остатки еды, найденные в канализационной системе древних городов. Благодаря тому, что подземные резервуары оказались герметично закрыты, а объекты покрыло вулканической пылью, непереваренные кусочки еды и органический мусор хорошо сохранились. Оказалось, что в основном римляне ели рыбу и моллюсков, которых вылавливали недалеко от берега (их кости и панцири выбрасывали в канализацию). Реже находили свиные кости и скорлупу гусиных яиц, что подтвердило то, что у богатых римлян рацион отличался от остального населения. Археологи нашли остатки злаков, которые, судя по всему, завозили из Египта и с Ближнего Востока, а также индийские специи.

В древней Европе употребляли специи
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Анализ остатков пищи, приготовленной от 6000 до 4000 лет назад на территории современных Дании и Германии, позволил установить, что уже тогда люди создавали приправы и добавляли их в еду. Изучив окаменелые остатки растительного происхождения, археологи установили, что древние европейцы готовили что-то вроде горчицы из растения под названием чесночник аптечный. Несмотря на небольшое количество образцов, учёные считают, что приправы добавляли в пищу регулярно и специально выращивали.

Ольмеки платили налоги собачатиной
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Собак ели многие народы, в том числе европейские.
В Америке ацтеки даже вывели специальную породу, которая подавалась на стол в богатых домах. Настоящую индустрию по разведению собак на убой создали ольмеки — древний народ, который жил на территории современной Мексики ещё до того, как там стали доминировать индейцы майя, около 2500 лет назад. Археологи нашли множество свидетельств того, что древние индейцы ели собак, более того — их выращивали на фермах и специально откармливали маисом. Одна деталь помогла учёным восстановить некоторые аспекты социальной структуры ольмеков. Оказалось, что дальше от крупных поселений в основном находили головы и конечности собак, на которых, по идее, должно быть не так много мяса. А вот в руинах городов откапывали остатки мясистых частей туши. Учёные предположили, что крестьяне разводили собак, чтобы платить своего рода налог хозяевам территории. Им они отдавали сочные туловища, а остатки ели сами.

Почему учёные не могли понять, когда изобрели сыр
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

С 1970-х археологи пытались понять, зачем нужны странные кусочки глины с отверстиями, которые нашли на раскопках в Западной Европе. Только современные анализы позволили определить, что непонятные предметы точно контактировали с коровьим молоком. Учёные поняли, что перед ними — первые сита для сыра, которые использовали, чтобы слить жидкость из продукта. Было установлено, что ситам около 7000 лет, а значит, это время можно считать датой изобретения сыра, пока не доказано обратное. Археологи отмечают, что изобретение сыра стало важным этапом в развитии человечества. Питательный белок, который портился не так быстро, как молоко, обеспечивал людей необходимым количеством протеина, а значит, им нужно было меньше охотиться и больше — разводить скот.

Как ели шоколад в древней Америке
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Следы какао-бобов давно находили на раскопках на территории современной Мексики. Долгое время учёные предполагали, что древние майя употребляли шоколад только в виде горячего напитка. Новые же исследования говорят о том, что кухня индейцев была сложнее.
На полуострове Юкатан обнаружили следы какао-бобов на тарелке, которой около 2500 лет. До этого шоколад находили только на стенках чашек. Археологи предполагают, что шоколад подавали в виде вязкого соуса и в таком виде он дошёл до кухни современных потомков майя.

Загадочный обед из Римской империи
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

В прошлом году бельгийские археологи обнаружили в руинах римского города Сагалассос, который находится на территории современной Турции, остатки общественной столовой, которая, видимо, пережила некую катастрофу. Несколько комнат были наполнены предметами в том виде, в котором их оставили последние посетители. Археологи нашли ложки, стеклянные сосуды, керамические тарелки. Учёных озадачило, что многие из тарелок с остатками еды были будто нечаянно разбиты. Судя по всему, последними в этой столовой обедали около 12 человек, которые в какой-то момент срочно покинули помещение, перевернув некоторые столы и не убрав посуду. Что именно прервало трапезу, понять невозможно, но раскопки всё равно ценны для изучения быта и гастрономии римских времён.

Когда люди стали готовить еду на огне
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Недавние раскопки в Южной Африке изменили представления о времени, когда люди стали готовить еду.
В пещере, в которой люди и другие приматы жили 2 млн лет (последними её обитателями была семья фермеров в 1900 году), археологи нашли следы костров. Судя по анализам, их развели около 1 млн лет назад, то есть люди приручили огонь на 200 000 лет раньше, чем считали до того. Другие находки в пещере оказались ещё более удивительными. Один из археологов собрал там несколько кусочков грязи: выяснилось, что они органического происхождения, иначе говоря — это прах, который остался от сожжённых костей животных. Это навело учёных на мысль, что перед ними оказалось древнейшее свидетельство термической обработки еды.

Майя готовили еду с помощью глиняных шариков
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Во время раскопок в Мексике в конце 2012 года археологи обнаружили необычную находку — несколько десятков глиняных шариков, на которых были следы маиса и бобов. Выяснилось, что шарики несколько раз обжигали, то есть они служили инструментом приготовления еды. Учёные решили, что шарики могли нагревать и класть прямо на еду во время трапезы, чтобы подогреть блюдо или приготовить его. Возможно, их клали в яму вместе с горячими камнями или вместо них, а затем между ними засовывали обёрнутую в листья еду, которую оставляли запекаться. С помощью шариков еду можно было готовить от одного часа до суток.

Почему рыба сбивает учёных с толку
Как археологи откапывают древние бублики, сыр и шоколад

Несколько лет назад немецкие археологи провели раскопки на месте стоянки первобытных людей культуры Эртебёлле на севере страны. Обнаруженные предметы посуды отправили на углеродный анализ. Его результаты удивили учёных: дату создания черепков определили как примерно 5200 год до
н. э. Это произвело сенсацию среди археологов, потому что такие цифры меняли представление о жизни в Европе в каменном веке. Но автор открытия, Ханс Зёнке, сразу начал сомневаться в достоверности данных. Он вспомнил, что нашёл горшки недалеко от русла реки, а значит, остатки еды могли быть рыбного происхождения. Следовательно, углеродный анализ был неточен. Этот метод исследования основан на подсчёте нераспавшихся атомов углерода-14: чем меньше их осталось, тем древнее предмет. Но в жёсткой воде содержится меньше углерода-14, чем в воздушной среде, а значит, рыбы получают его меньше. Следовательно, углеродный анализ всегда будет показывать, будто рыба древнее, чем останки животных, которые обитали на поверхности земли.