Факты
Интересные факты о питерском метро
Сегодня у нас большая статья, поэтому читателям стоит запастись терпением. Однако в ней есть много интересных и необычных вещей, о которым многие не знают.
1. Кировско-Выборгская линия.
- первая линия в Питере (1955 год)
- на этой линии одни из самых красивых станций в мире (особенно участок первой очереди – "Автово" – "Площадь Восстания")
- самая длинная линия в питерском метро (29.6 км).
- единственная линия метро в бывшем СССР, находящаяся в разных субъектах федерации – станция "Девяткино" и депо "Северное" находятся в поселке Мурино Всеволожского района Ленинградской области
- линия, соединявшая все железнодорожные вокзалы города (с постройкой Ладожского вокзала это утверждение уже неверно)
- единственная в Питере линия, по которой ходят семивагонные составы (некоторые станции могут принять и восемь вагонов)
Перегоны:
Автово-Ленинский проспект и Ленинский проспект-Проспект Ветеранов
- единственные (кроме подъездов к наземным станциям) перегоны в Питере, которые строились открытым способом. ("Автово" – "Ленинский проспект" частично строился открытым способом)
Пушкинская-Технологический институт и Площадь Мужества-Политехническая
- самые короткие перегоны в Питере (примерно 850-900 метров)
Станции Кировско-Выборгской линии
Девяткино
- единственная станция метро в Ленинградской области (поселок Мурино)
- единственная станция Петербургского метрополитена с совмещенными платформами железной дороги и метро
- одна из двух самых северных станций метро в бывшем СССР. Вторая – "Проспект Просвещения" Московско-Петроградской линии
Политехническая
- наименьший пассажирооборот за сутки* (до "размыва" перегона Лесная-Площадь Мужества такой станцией была "Обухово" Невско-Василеостровской линии) *может быть уже неактуальным, но фиг его знает.)
Выборгская
- одна из двух питерских станций, из наземных вестибюлей которых начинаются подземные пешеходные переходы (вторая – станция "Петроградская" Московско-Петроградской линии)
Политехническая, Площадь Мужества
- первые односводчатые станции глубокого заложения
Площадь Восстания
- три новых опытных турникета (выход на Московский вокзал)
- новая металлическая облицовка эскалаторов
- единственная станция в Питере, где эскалаторные светильники "с короной" установлены не по их прямому назначению – для освещения выхода к Московскому вокзалу
- первая в Питере станция с двумя выходами (выход на Московский вокзал был открыт 13 авгyста 1960 года)
- с обеих сторон станции, слева при входе на втором пилоне находятся барельефы, на которых остались единственные уцелевшие и доступные для всеобщего обозрения изображения Сталина в Питере.
Пушкинская
- была открыта позже остальных станций первой очереди из-за проблем со строительством наклонного хода
Технологический институт
- единственная в Питере станция с двумя выходами, выведенными в одно здание
Балтийская
- раньше была станцией двух вокзалов, а сейчас Варшавский вокзал уже таковым не является
Нарвская
- на станции имеется панно с образом И.В.Сталина, но оно закрыто от пассажиров декоративной стеной, за которой потом соорудили служебные помещения
- в наземном вестибюле станции, над входом на эскалаторы, находится скульптурная композиция, в которой отсутствует центральный персонаж. Если присмотреться, то можно заметить, что люди смотрят в центр композиции, а там никого нет. Есть предположение, что там должен был быть И.В.Сталин.
Автово
- КРАСОТА! На эту станцию обязательно нужно посмотреть, правда, то, что там не все колонны отделаны стеклом, сильно портит впечатление.
Дачное
- станция, которой нет. Раньше была после Автово. Наземная. После продления Кировско-Выборгской линии эту станцию превратили в здание Кировского МРЭО. Ее остатки можно посмотреть по адресу Трамвайный пр., 18а
2. Невско-Василеостровская линия.
- линия, на которой больше всего станций типа "горизонтальный лифт" (6 из 10)
- самая короткая питерская линия с самыми длинными перегонами
- единственная в Питере линия, которую не планируют в дальнейшем удлинять
- линия, идущая под Невским проспектом
Перегоны:
Площадь Александра Невского Елизаровская
- самый длинный перегон в России (4.7 км)
Рыбацкое Обухово
- самый большой уклон для Невско-Василеостровской линии (50 тысячных)
Станции Невско-Василеостровской линии
Приморская
- закрыт вход в первый вагон
Василеостровская
- закрыты две двери в первом вагоне в сторону "Приморской" и в последнем вагоне в сторону "Гостиного двора".
Гостиный двор
- первая в Питере станция с четырьмя эскалаторами в одном наклонном ходе
- самая напряженная станция на Невско-Василеостровской линии
- имеется выход прямо в одноименный универмаг
Маяковская
- станция со стенами вертикальной "лесенкой"
Пролетарская
- единственная в Питере станция с каскадом из двух эскалаторов
3. Правобережная линия
- самая молодая линия в питерском метро
- единственная в Питере линия, рассчитанная на прием восьмивагонных составов
- линия, составленная из двух линий, которые должны быть в будущем разделены. (что мы сейчас и имеем)
- наибольшее количество односводчатых станций (восемь, правда, "Спортивная" наполовину односводчатая, но это уже особый разговор…)
- наибольшие интервалы поездов метро для Питера (в "час пик" – до 4 минут)
- наибольшее количество станций с четырьмя эскалаторами в одном наклонном ходе (пять)
Перегоны:
Садовая Достоевская
- будущая служебная соединительная ветка, которая эксплуатируется как перегон.
Чкаловская Крестовский остров
- почти посередине перегона сделан оборот. После оборота в сторону "Крестовского острова" можно увидеть надпись "Граница станции Чкаловская". Таким образом, можно сказать, что "Чкаловская" – самая длинная станция в мире.
Связано с тем, что по плану отрезок "Садовая" – "Старая деревня" должен был быть открыт за один раз, но его разбили на двухэтапное открытие и пришлось делать в срочном порядке незапланированный межлинейник. А межлинейники должны быть в границе станции
Станции Правобережной линии
Крестовский остров
- станция была открыта после открытия участка "Чкаловская" – "Старая деревня". И некоторое время поезда следовали мимо нее, не открывая двери. Причина – недостаток денег
- закрывают, когда на стадион им. Кирова приходит более 5 тысяч человек
- единственная станция метро в России, на которой зеркала использованы в качестве декоративного оформления
- единственная в Питере станция колонного типа с полностью железобетонными колоннами (а не со стальными)
Чкаловская и Лиговский проспект
- в наклонном ходе светильники расположены не на балюстраде, а на стенке тоннеля
Спортивная
- единственная в бывшем СССР двухэтажная станция для четырех путей одновременно
- единственная станция в Питере (кроме "горизонтальных лифтов" и наземных станций) без лотка на путях, в который можно спрятаться в случае падения на рельсы
- закрывается примерно на полчаса после окончания домашних матчей "Зенита". Перед матчем станция работает в обычном режиме
- часть станции находится под Невой
Адмиралтейская
- станция, которая есть и которой нет. Черновую отделку этой станции можно увидеть на перегоне "Садовая" – "Спортивная". Она должна быть пересадочной станцией на Невско-Василеостровскую линию, но из-за того, что возникли трудности с выводом ее на поверхность (исторический центр города) ее так и оставили почти сделанной, но неработающей. (вестибюль строят сейчас).
Садовая
- единственная из односводчатых станций глубокого заложения в Питере с двумя торцевыми выходами. Один выход – в город, а другой – переход на Московско-Петроградскую линию
Новочеркасская
- наземный вестибюль расположен под Заневской площадью, и из подземного перехода станция имеет 12 выходов
4. Московско-Петроградская линия
- самая напряженная линия питерского метрополитена
- самые маленькие интервалы поездов в питерском метро (минимум – 90 секунд)
- линия, на которой впервые в мире появились станции типа "горизонтальный лифт" ("Парк Победы")
- единственная в Питере линия, на которой нет табло для отображения времени стоянки
- линия, соединяющая самые густонаселенные районы – Купчино на юге и Озеро Долгое и Шувалово на севере
- сравнительно мелкая для Питера линия – от "Фрунзенской" и южнее не более 35-40 метров
Перегоны:
Невский проспект Горьковская и Черная речка Пионерская
- перегоны с самым большим уклоном для метрополитена в России (60 тысячных).
Для тех, кто любит цифры: при проходе такого уклона первый вагон находится ниже последнего почти на 7 метров
Черная речка Горьковская
- затапливался при наводнении (в октябре 1999 года)
Станции Московско-Петроградской линии
Проспект Просвещения
- одна из двух самых северных станций метро в бывшем СССР. Вторая – "Девяткино" Кировско-Выборгской линии.
Озерки
- светильники выполнены в виде молекулярных соединений
Пионерская
- самая напряженная станция питерского метро
- единственная в Питере станция, на которой эскалаторы постоянно (кроме лета) работают в особом режиме – по рабочим дням с 17:30 до 19:00 все три эскалатора работают на выход (вход закрыт)
Петроградская
- одна из двух питерских станций, из наземных вестибюлей которых начинаются подземные пешеходные переходы (вторая – станция "Выборгская" Кировско-Выборгской линии)
Невский проспект
- пластиковый свод наклонного хода при выходе на Михайловскую улицу
- напротив перехода со станции "Гостиный двор" на стене указ о награждении метрополитена орденом Ленина
Фрунзенская
- фраза "Осторожно, двери закрываются" в сторону станции "Московские ворота" объявляется другим диктором
Парк Победы
- первая в мире станция типа "горизонтальный лифт"
- из-за погрома возвращающимися из СКК с концерта группы "Алиса" фанатами осенью 1991 года сменили светильники на эскалаторе. Вместо полукруглых светильников (как на станциях "Сенная площадь", "Площадь Ленина" и еще нескольких) поставили обычные стеклянные (как на большинстве станций)
Звездная
- самая неглубокая станция из станций глубокого заложения
- последняя станция типа "горизонтальный лифт"
Купчино
- первая в Питере наземная станция из работающих до сих пор (первой такой станцией была "Дачное", но ее закрыли 29 сентября 1977 года)
5. Переходы
Технологический институт I Технологический институт II
- на стене была сделана железная схема питерского метро, но, после реставрации перехода, её, к сожалению, убрали.
- единственная работающая станция пересадок в Питере, на которой переход между линиями в попутных направлениях (в центр/из центра) осуществляется через общие платформы. Такой же принцип пересадок заложен в проект двухэтажной станции "Спортивная"
Площадь Восстания Маяковская и Невский проспект Гостиный двор
- замены эскалатора с тремя лентами на эскалатор с четырьмя лентами. (На переходе "Площадь Восстания" "Маяковская" такая замена была произведена в первый раз)
Площадь Александра Невского I Площадь Александра Невского II
- барельеф, известный в народе как "пять мужиков на четырех конях" – на барельефе четко видно пять мужчин и под ними всего четыре коня