Во все времена разными народами змея почиталась символом мудрости, и этот образ практически в нетронутом виде дошел и до наших дней. Однако основой этого мифа явилось самое обыкновенное заблуждение, свойственное древним людям и совершенно непростительное нашим современникам.
На самом же деле иллюзия неподвижной мудрости змеи и ее гипнотических свойств зародилась исключительно исходя из наблюдений за этим подчас опасным и коварным существом. Любому известно, насколько четкой и безошибочной реакцией обладает змея, какой изящной и, в то же время, смертоносной может стать ее охота. Однако наибольшую значимость у наших малообразованных предков приобрела способность змеи замирать на длительное время и оставаться без движения до тех пор, пока добыча не выдаст своего присутствия. И тогда стремительный бросок в один момент решает ее несчастную судьбу.
Именно эта неподвижная угроза, стойка и немигающий взгляд и дали повод людям фантазировать о способности змей к гипнозу. И не случайно известная аллегория о кролике, слепо повинующемся удаву, проникла не только в умы, но даже и в художественную литературу знаменитых авторов. Передавая эту легенду из поколения в поколение, человечество лишь упрочило мистический налет тайны, сотни лет окутывавший образ змеи.
Тем не менее, сущность змеиной охоты, ее замирание и немигающий взгляд объясняются значительно более прозаическими причинами. Особенности зрительной системы змеи таковы, что позволяют ей видеть лишь контур движущихся объектов. Так, попадающая в поле зрения змеи потенциальная добыча выдает себя динамикой перемещения и, следовательно, становится явно видной притаившейся змее. Однако большинство животных, в том числе, пресловутые кролики, не чета человеку, превосходно знакомы с данной чертой своего смертельного врага, и при виде приготовившейся к броску змеи немедленно замирают, дабы стать для нее невидимыми. И действительно, змея, уже нацелившаяся на добычу, внезапно теряет ее из виду. Именно эта ситуация и создает иллюзию гипноза: неподвижная жертва, неотрывно следящая за малейшим движением страшного врага, и змея, выжидающая появления добычи. И этот безмолвный поединок взглядов и вправду чрезвычайно похож на сеанс гипноза, сбивая с толку сотни очевидцев.
Увы, мистическая загадка змей на самом деле является ничем иным, как особенностями органов зрения. Впрочем, людям порой приятно заблуждаться, иначе чем объяснить и по сей день существующую легенду о таинственной мудрости обыкновенных змей.