1939г. В парижской галерее «Рену и Колле» открылась первая и единственная прижизненная выставка работ Фриды КалоВ парижской галерее «Рену и Колле» открылась первая и единственная прижизненная выставка работ Фриды Кало (1907— 1954). Тогда мексиканская художница не особенно прославилась. Она так и оставалась мало кому известной в Европе до 1980-х годов, когда на Западе внезапно началась «фридомания», сопровождавшаяся стремительным ростом цен на картины последней возлюбленной Льва Троцкого. Кало (согласно метрике — Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон) прожила короткую и очень нелегкую жизнь. В 13 лет перенесла полиомиелит и осталась хромой, всю жизнь мучилась последствиями травм таза, полученных в 18 лет, когда автобус, в котором она с другом возвращалась из колледжа, столкнулся с трамваем. Но именно после этого несчастья девушка, поначалу прикованная к постели, чтобы чем-нибудь себя занять, стала писать картины.
1889г. Алмон Строуджер первым запатентовал автоматическую телефонную станциюАмериканский бизнесмен из города Канзас-Сити (штат Миссури) Алмон Строуджер (1829–1908) первым запатентовал автоматическую телефонную станцию. Считается, что причиной этого изобретения стало то обстоятельство, что жена его главного конкурента, работавшая на центральной телефонной станции города, направляла его потенциальных клиентов в компанию мужа. АТС Строуджера, вступившая в действие в 1892 году, получила известность как «телефон без барышень и проклятий» («no dames'n'damns telephone»).
1813г. Фридрих Вильгельм III учредил воинскую награду Железный крестКороль Пруссии Фридрих Вильгельм III (1770–1840), присоединившийся к антифранцузской коалиции европейских держав после поражения Наполеона в России, учредил новую воинскую награду Железный крест, форма которого была позаимствована у рыцарского креста Тевтонского ордена. На награде, вручаемой самым доблестным офицерам, значилась дата «1813», которую изменяли в зависимости от года начала каждой новой войны с участием Германии. Сначала Крест имел две степени, но затем был введен еще и Великий крест, изготавливаемый из золота.
1806г. Оружейная палата приобрела статус музеяВысочайшим указом императора Александра I были утверждены «Правила управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Именно с этого дня древняя российская сокровищница приобрела статус музея. Палата реорганизовывалась на протяжении всего XVIII столетия, постепенно становясь хранилищем уникальных произведений ювелирного искусства, знакомых сегодня каждому, кому дорога история России. У истоков создания музея стоял невероятно энергичный и талантливый Петр Степанович Валуев (1743–1814) — главноначальствующий Экспедиции Кремлевского строения, возглавивший ее в апреле 1801 года. Эта образованная в 1768 году организация, руководившая строительством дворца по проекту архитектора В.И. Баженова, к началу XIX века ведала ремонтом и эксплуатацией зданий в Кремле, а также всем дворцовым имуществом Москвы и Подмосковья. Хозяйство Экспедиции было обширным, но управлялось не лучшим образом. Получив назначение, Валуев решительно взялся за наведение порядка. В тот период весь Кремль находился в состоянии некоторого запустения, и Мастерская и Оружейная палата не были исключением. До 1805 года сокровищницу возглавлял главноприсутствующий Петр Никитич Кожин (любимец Павла I), который был немолод и физически не мог ни каталогизировать ценности, ни обеспечить их должную сохранность. Описи начали составлять еще в 1770-е годы, но так и не завершили, сами же ценности портились от хранения в неотапливаемых помещениях в подклети Грановитой палаты, Теремного дворца и в других кладовых — все эти площади нуждались в срочном ремонте. Валуев неоднократно направлял Александру I, генерал-губернатору Москвы А.А. Беклешову и члену Государственного Совета Д.П. Трощинскому послания, твердя о «неустройстве и неопрятности» помещений, где «в крайне утесненном и сыром месте хранятся царские сокровища», предлагал срочно перенести их в Арсенал и провести ревизию палаты. В результате в декабре 1804 года в Москву с предписанием осмотреть помещения и составить подробную опись по монаршей воле был направлен действительный статский советник В.Ю. Соймонов. Высочайшим указом от 21 марта 1805 года главноприсутствующим был назначен бригадир Дмитрий Иванович Киселев. Валуеву же в одновременное подчинение передали и Мастерскую, и Оружейную палату — он стал главноначальствующим и получил право докладывать непосредственно императору. В тот же самый день монарх утвердил еще один документ — проект нового здания для сокровищ, выполненный архитектором И. Еготовым. Именно тогда палату и назвали впервые «самодержавнейшим музеумом», что, однако, не решило финансовых проблем: в текущем году в Государственном казначействе не было необходимой на строительство музея суммы — 90 тысяч рублей. Валуеву предложили либо отложить строительство на следующий год, либо начать немедленно — в случае изыскания денег в других вверенных ему ведомствах. Петр Степанович деньги нашел, и строительство вскоре было начато. Тогда же он получил особое задание императора — подготовить предложения по реорганизации Палаты. В дошедшем до наших дней царском письме Валуеву читаем: «…повелеваю Вам принять сию палату, донести мне ее состояние. Между тем рассмотря нынешний ее штат, буде найдете возможность, по соединении обеих сих мест в единое управление, уменьшить число людей и, следовательно, сумму на них отпускаемую». Получив назначение, главноначальствующий приступил к выполнению монаршего поручения, объединив Экспедицию Кремлевского строения, Мастерскую и Оружейную палату, осознавая, что забота о сохранении ценностей идет рука об руку с соображениями экономии. При этом у палаты был собственный штат, самостоятельное делопроизводство и финансирование, но она утрачивала функции, не связанные с учетом и хранением. Полагая, что в хранилищах имеются ветхие предметы, недостойные государственной сокровищницы, Валуев предложил их распродать (а некоторые использовать для реставрации имеющихся ценностей) и составил опись вещей для продажи, среди которых преобладали предметы вооружения — ружья, пистолеты и прочее, в том числе и трофеи Северной войны. Был разработан и новый штат, включавший главноприсутствующего, трех непременных членов, правителя канцелярии с помощником, секретаря, экзекутора и четырнадцать присяжных, наблюдавших за сохранностью «палатских достопамятностей во время публичных обозрений». Вот этот скромный состав служащих и должен был подготовить музей для приема посетителей. В штат Кремлевской Экспедиции переводили более пятидесяти мастеровых, а пожилых служащих отправили в отставку, создав им благоприятные условия для выхода на пенсию. 10 марта 1806 года разработанные Петром Степановичем «Правила…» и штат утвердил Александр I, законодательно оформивший неприкосновенность фондов палаты и запрет продавать или выдавать из нее какие-либо предметы без особого предписания императора. Вещи, выданные ранее, было велено разыскать и возвратить, новые же предметы поступали в фонд только с «высочайшего разрешения». Ответственность за сохранность ценностей полностью возлагалась на Валуева, а годовое содержание Палаты определялось в 10 тысяч рублей.
Специальными распоряжениями самодержца назначались почетные члены Мастерской и Оружейной палаты: первым из них стал сотрудник архива Коллегии иностранных дел статский советник Алексей Федорович Малиновский, автор изданного в 1807 году «Исторического описания древнего Российского музея», книги, в которой были впервые опубликованы данные о государственных регалиях и исторических ценностях. В первые же годы после императорского указа 1806 года, закрепившего за палатой статус музея, происходят самые решительные перемены. Под руководством В.Ю. Соймонова создается полная систематизированная опись ценностей, число которых увеличивается: благодаря стараниям Валуева в Московский Кремль возвращаются изъятые ко двору и в другие ведомства предметы, поступает ценнейшее собрание петербургской Рюсткамеры, упраздненной Александром в 1810 году. Так в Оружейной палате оказались «рогатина XV века Великого Князя Бориса Александровича Тверского», «шапка ерихонская XVII века», присланные в качестве дани царю Михаилу Федоровичу «шолом» и «шапка манджурская». Многие коллекционеры и любители отечественных древностей стремятся передать в Российский музеум «отдельные исторические предметы и целые коллекции». А в 1809 году организуется экспедиция по изучению и собиранию памятников старины. Настоящим музеем Мастерская и Оружейная палата стали после того, как было построено специальное здание для размещения ценностей. Начатое в 1806 году строительство было завершено через четыре года, и к весне 1812-го новые апартаменты были готовы к приему сокровищ. Однако Отечественная война помешала воплощению планов в жизнь — первая музейная экспозиция была создана лишь по возвращении государственных регалий и исторических реликвий в Москву после изгнания наполеоновских войск.
1710г. Издан первый печатный учебник по географии на русском языкеВышел в свет первый печатный учебник по географии на русском языке, переведенный, предположительно, с голландского, — «География или краткое земного мира описание». Это издание форматом 10х15 см состояло из 106 страниц текста, 21 страницы таблиц и 2-страничного реестра. В нем были описаны «земные круги» (экватор, полюса, тропики, арктический и антарктический), давалось представление о градусах широты и долготы, перечислены политическое устройство и естественные богатства недр и земель Европы, а также описаны некоторые страны и народы Азии, Африки, Америки, Австралии (или Новой Земли).
1543г. Заложен город АнтигуаФрансиско Маррокин, первый архиепископ захваченной испанцами Гватемалы, заложил город Антигуа, ставший едва ли не первым городом в Америке, возведенным по единому плану. Вскоре он превратился в культурный, религиозный и политический центр, а также столицу всех владений Испании в Новом Свете. В 1773 году Антигуа был разрушен сильным землетрясением, и его статус «унаследовала» Гватемала, нынешняя столица одноименной республики. С 1944 года началось возрождение Антигуа, а в 1969 году ЮНЕСКО причислила его к памятникам мирового культурного наследия.
1302г. Во Флоренции после государственного переворота «черных гвельфов» были заочно приговорены к смерти 15 вождей «белых», в том числе великий ДантеВо Флоренции после государственного переворота «черных гвельфов» были заочно приговорены к смерти 15 вождей «белых», в том числе великий Данте, обвиненный в присвоении казенных денег, вымогательстве и непокорности папе. Предписывалось: если Данте Алигьери вернется во Флоренцию, то пусть его «жгут огнем, пока не умрет». Алигьери после этого много странствовал, побывал даже в Париже и в конце концов скончался в Равенне в 1321-м. Именно в годы изгнания он сочинил «Божественную комедию», заложившую основы итальянского литературного языка (на базе тосканского диалекта). Теперь городские власти Флоренции делают все возможное, чтобы вернуть прах Данте на родину и устроить пышное погребение в церкви Санта-Кроче, но Равенна отказывается выдать того, кого флорентийцы сами изгнали из своего города.
241 год до н.э. В морском сражении у Эгадских островов римляне разгромили карфагенский флотСокрушительный разгром римлянами карфагенского флота в морском сражении у Эгадских островов (к западу от Сицилии) положил конец первой из трех Пунических войн (пунами римляне называли финикийское население североафриканских городов). Войны за гегемонию в Западном Средиземноморье шли с 264 по 146 год до н. э. с перерывами. С 254 года до н. э. главной ареной военных действий стала Сицилия. Оборону острова одно время возглавлял отец знаменитого Ганнибала — Гамилькар Барка. При ненастной погоде римский флот под командованием Гая Лутация Катулла, потеряв всего 24 из своих 200 кораблей, потопил 50 и захватил 70 из 120 судов карфагенянина Ганнона Великого. По мирному договору к Риму отошла Сицилия (без Сиракуз) и острова между Сицилией и Апеннинским полуостровом.