1988г. Начался межнациональный армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном КарабахеВозобновился армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. В составе СССР эта область была частью Азербайджана. Карабах, заселённый преимущественно армянами, отделён от Армении горами и районами с азербайджанским населением. В 1918 году население поддержало Армянский национальный совет, который проводил политику воссоединения с независимой в 1919-1920 годах Армянской Демократической Республикой. Эта республика унаследовала от Российской империи войну с Турцией и конфликт из-за геноцида армян. Но армянские вооружённые силы не выдержали столкновения с турецкой армией. 29 ноября 1920 ереванские большевики воспользовались падением популярности правительства и начали восстание, которое закончилось установлением в Армении советской власти. Чтобы снискать новому правительству популярность у армянского народа, правительство Советской России побудило ревком (большевистское правительство) Азербайджана 1 декабря 1920 года объявить, что оно признает "Нагорный Карабах, Зангезур, Нахичеван" составной частью Армянской Советской Республики.
Однако этот манёвр помог ненадолго. В феврале 1921 в Армении началось новое, уже антисоветское восстание, которое было с трудом подавлено в апреле. Теперь азербайджанский ревком потребовал передать Карабах Советскому Азербайджану, чтобы не допустить усиления армянских националистов. 5 июля 1921 Кавбюро ЦК РКП(б) в присутствии наркомнаца И.В. Сталина приняло решение о включении Карабаха в состав Азербайджана. Поскольку все закавказские республики должны были войти в единое государство, управляемое из Москвы, большевики сочли национальный конфликт исчерпанным. Когда же советское государство стало ослабевать, стороны вновь от бытового национализма перешли к активным действиям.
20 февраля 1988 года на внеочередной сессии областного Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской области было принято решение ходатайствовать перед вышестоящими органами Азербайджанской и Армянской ССР о передаче НКАО в состав Армении. 21 февраля требования карабахских армян были поддержаны на массовых митингах в Армении. 22 февраля на территорию НКАО прибыли тысячи вооружённых азербайджанских националистов. Начались боевые действия, которые руководство СССР не сумело полностью прекратить. Впервые в СССР возникли лагеря беженцев.
1913г. Министр внутренних дел Австралийского доминиона Британской империи Кинг О'Мэлли забил первый колышек в стройплощадку будущей столицы — КанберрыНа пустыре в 280 километрах от Сиднея и в 650 — от Мельбурна министр внутренних дел Австралийского доминиона Британской империи Кинг О'Мэлли забил первый колышек в стройплощадку будущей столицы — Канберры. Ранее за это «звание» боролись между собой крупнейшие города Зеленого континента. Удовлетворились компромиссом: почетную функцию исполняет Мельбурн — до тех пор, пока не будет построен новый город. Участок для него комиссия выбрала в 1908 году, а спустя 4 года чиновники утвердили название «Канберра», якобы означающее на языке аборигенов «место встречи».
1909г. В парижской «Фигаро» был опубликован «Манифест» движения футуристовРодился футуризм: в парижской «Фигаро» был опубликован «Манифест» движения, принадлежавший перу итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944). В «прокламации» из 13 строк автор возвещал наступление новой эры авангардного искусства — агрессивного, урбанистического, проникнутого духом высоких скоростей и всесокрушающей силы («война — это единственное гигиеническое средство мира»). Придуманное итальянцем словечко «футуризм» прижилось в России, где способствовало бурному высвобождению творческой энергии представителей «новой волны» российского искусства, таких как Велимир Хлебников, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многие другие знаменитые поэты и художники. Маринетти приветствовал итальянский фашизм, но позже стал его непримиримым противником.
1816г. Спектакль «Альмавива, или Тщетная предосторожность» Джоаккино Россини провалилсяНа премьере в римском театре «Арджентина» из-за неких постановочных накладок неожиданно был освистан шедевр Джоаккино Россини — опера «Альмавива, или Тщетная предосторожность» на сюжет знаменитой комедии Пьера Бомарше. Партию графа Альмавивы исполнил испанский тенор Мануэль Гарсия, который спустя пять лет стал отцом будущей оперной примадонны Полины Виардо — непреходящей любви Ивана Тургенева. Несмотря на неудачную премьеру, второй спектакль (уже под названием «Севильский цирюльник») имел грандиозный успех, а музыкальную тему из увертюры к этой опере Россини использовал в своих поздних произведениях.
1810г. В Мантуе, на севере созданного Наполеоном Итальянского королевства, был расстрелян Андреас ХоферВ Мантуе, на севере созданного Наполеоном Итальянского королевства, был расстрелян Андреас Хофер, богатырского сложения бородатый трактирщик и харизматический вождь партизанской борьбы тирольцев против франко-баварской оккупации (Бонапарт передал отторгнутую от Австрии часть Тироля Баварии). Восстание вспыхнуло в апреле 1809 года. Сперва тирольцы, поддержанные выступившей против французов Австрией, одержали ряд побед и даже освободили Инсбрук. Хофер провозгласил себя наместником Габсбургов, издал ряд законов, начал чеканить монету. Однако вскоре Франц II примирился с Наполеоном, чьи войска к декабрю разгромили повстанцев, а в январе захватили их лидера. Какой-то предатель выдал его за 1500 гульденов. Когда Хофера расстреливали, он не позволил завязывать себе глаза и, кинув деньги капралу, крикнул, чтобы солдаты получше целились.
1789г. Густав III издал «Акт Единства и Безопасности»Король Швеции Густав III издал популистский «Акт Единства и Безопасности», который был одобрен риксдагом и предоставил правителю практически неограниченную власть. Однако высшая аристократия, не принявшая подобного оборота событий, составила заговор против монарха. Густав III, стремясь войти в историю «просвещенным деспотом», слыл заядлым театралом, сочиняющим пьесы и обожающим маскарады. 29 марта 1792 года на бале-маскараде его смертельно ранил из пистолета один из заговорщиков, граф Анкарстрем. Эта история в сильно романтизированном виде и с изменением места действия была положена в основу либретто одной из лучших опер Джузеппе Верди «Бал-маскарад».