26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт, пролетавший над Чехословакией на высоте около 10 тысяч километров, взорвался и рухнул на землю. 27 из 28 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа погибли.
В живых осталась только стюардесса по имени Весна Вулович. Она занесена в книгу Гиннеса как оставшаяся в живых после падения с самой большой высоты без парашюта. Как это произошло, никто до сих пор не может объяснить. Возможно, самолёт деформировался таким “удачным” образом и Вулович находилась в таком подходящем месте, где удар ощущался не слишком сильно. Возможно, придавившая её тележка сработала как своего рода ремень безопасности.
Некоторые даже считают, что в момент взрыва самолёт находился гораздо ниже этих 10 тысяч метров. Согласно результатам последних исследований, самолёт могли случайно сбить чехословацкие ВВС, когда он находился значительно ниже.
Как бы то ни было, а Вулович – единственная, кому тогда посчастливилось остаться в живых.
С 1970 года и по сегодняшний всего 14 человек оказались “единственными выжившими” при крушении пассажирских самолётов. Примерно треть из них – дети или члены экипажа. В 2003 году при падении самолёта Суданских авиалиний сразу после взлёта спастись удалось только трёхлетнему мальчику. Остальные 117 пассажиров и члены экипажа погибли.
В 1992 году вьетнамский самолёт упал, не долетев до пункта назначения меньше 20 километров. Спасателям понадобилось восемь дней, чтобы найти единственную выжившую – Аннет Херфкенс. Она оказалась не только единственной пережившей это крушение, но и единственной, кто смог продержаться в горах достаточно долго, чтобы её смогли спасти.
Когда Сесилии Крокер было всего четыре года, она с родителями села в самолёт в Детройте. При взлёте крыло самолёта зацепило осветительный столб, он закрутился и врезался в здание, где располагался офис по аренде автомобилей. После чего самолёт вспыхнул и разлетелся на части. Погибли все, кроме Сесилии – правда, до средних классов школы она об этом не знала.
Эти истории, конечно, ужасны. Однако… Каждый день два миллиона пассажиров совершают перелёты. Это примерно 30 тысяч рейсов. Риск погибнуть в авиакатастрофе в течение года - примерно 1 к 11 миллионам. А шанс, что вы окажетесь единственным выжившим – и того меньше.
Возможно, именно эта невероятность не даёт этим людям смириться с пережитым.
В 1960-х годах психологи заговорили о таком явлении, как “вина выжившего” – переживания человека, который остался в живых, в то время как другие в похожей ситуации погибли.
Больше 70 процентов солдат, совершивших самоубийство, в своё время признавались, что их мучило похожее чувство.
В 1987 году британский паром отошёл от берегов Бельгии и перевернулся. В этой катастрофе погибло 193 человека. Впоследствии психолог Стивен Джозеф обнаружил, что многие выжившие обвиняют себя за то, что им удалось остаться в живых.
Но боль этих трагедий разделили многие люди. Что говорить о тех, кто остался с пережитым в одиночестве – “вина” становится для них невыносимой ношей.
“Я не могу прогнать эти мысли. Почему, почему именно я?” – делилась своими переживаниями Джулиана Корски, которая 18-летней девушкой оказалась единственной спасшейся из 93 пассажиров и членов экипажа, во время крушения самолёта, направлявшегося в перуанский город Пукальпа.
“Это чувство вины – очень острое и мучительное”. Единственные выжившие не просто вынуждены жить со своей виной – они навсегда остаются с этим чувством в одиночестве.