Стук по деревуОбычай стучать по дереву обычно связывают с крестом, на котором был распят Христос. Во многих церквях по всему миру хранятся кусочки дерева, которые, как считается, когда-то были частью настоящего креста. Прикосновение к любому дереву в качестве символа креста стало очевидным развитием этого обычая.
Другая интерпретация, также религиозная, отсылает нас в те старые времена, когда церковь давала убежище преследуемым. Как только они входили в святые пределы и касались деревянной церковной двери, они оказывались под защитой креста. Никто не посмел бы арестовать их там, поскольку это было бы равно святотатству.
Есть и еще одно объяснение, которое уходит корнями в то далекое прошлое, когда люди жили в деревянных хижинах. Те, кто достигал успеха, боялись упоминать об этом, чтобы злые духи из зависти не помешали им. Поэтому, говоря о своей удаче, люди громко стучали по деревянным стенам, чтобы заглушить разговор и не дать злопыхателям его подслушать.
Однако скорее всего обычай появился еще в языческие времена, когда люди обожествляли деревья. Когда молния ударяла в дерево, они верили, что в него вошла божественная сила. Считалось, что дуб - вместилище бога молнии и грома. Прикоснешься к стволу - и случится что-то удивительное.
Рассыпанная сольСо времен зарождения цивилизации соль была важной частью повседневного рациона и считалась священной. Любое жертвоприношение - по библейскому обряду или языческой традиции - совершалось с солью. Она должна была находиться на каждом столе, а еда без нее считалась богохульством. Соль до сих пор используется при крещении в католической церкви.
Важное значение закрепилось и в современном языке: "Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли".
В Древнем Риме зарплата солдат называлась sal - соль: они получали вместо денег огромные куски соли или специальные выплаты на ее покупку. (Отсюда английское salary.)
Соль очищает, поэтому она стала символом неподкупности. Древнегреческий философ Пифагор видел в ней эмблему справедливости, и потому соль на столе должна была напоминать каждому сидящему за трапезой об этой важной добродетели. Перевернутая солонка уже тогда означала грядущую несправедливость.
Соль - прекрасный консервант. Это сделало ее символом долгой дружбы, а также бессмертия. И до сих пор арабы выставляют перед гостем соль, чтобы продемонстрировать ему свои добрые чувства. А во многих странах соль кладут в гроб как напоминание о бессмертии души. Чтобы подчеркнуть вечный союз Бога с человеком, в Библии говорится "о завете соли вечном".
В Шотландии винокуры и пивовары бросают горсть соли в сусло, полагая, что ее очищающие свойства отпугнут ведьм.
Сочетание всех этих традиций и факторов, сохранившихся со времен Римской империи до наших дней, и сделали рассыпанную соль знаком грядущей неудачи.
Суеверные люди, нечаянно рассыпав соль, немедленно бросают щепотку правой рукой через левое плечо, чтобы избежать неприятностей и чтобы, как они думают, не подвергнуться нападению дьявола. Дескать, он хитер, действует сзади, со спины, и с левой стороны как более слабой и уязвимой.
Очень часто можно встретить объяснение, хотя и сомнительное, которое отсылает к знаменитой картине Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". В левой части картины на столе возле Иуды можно заметить опрокинутую солонку. На полотне изображена описанная в Библии сцена, когда Иисус к изумлению апостолов объявляет им о том, что один из них предаст его. Их лица застыли в печали. Но Иуда, чтобы выглядеть столь же невинным, как и остальные, поднимает левую руку в протестующем жесте, правой сжимая кошелек с 30 сребрениками. Вот соль и рассыпалась.
Тот факт, что еврейская Пасха непосредственно предшествовала выдаче Иисуса, заставляет некоторых делать вывод о том, что существует прямая связь между рассыпанной солью и распятием Христа. Однако нигде нет упоминаний о таком совпадении. Очевидно, что Леонардо да Винчи воспользовался гораздо более древним предрассудком, чтобы придать больше драматизма картине.
Помимо этого распространенное суеверие, касающееся рассыпанной соли, имеет еще и сексуальную интерпретацию. Некоторые психоаналитики рассматривают соль как символ мужского семени. Рассыпание ее означает преждевременную эякуляцию. Такое толкование подчеркивает желание людей избежать слишком быстрого окончания полового акта.
Подкова на счастьеСуществуют несколько объяснений того, почему люди верят, что подкова приносит удачу. Наиболее известна легенда о святом Данстане. Он был искусным кузнецом и славился умением хорошо подковывать лошадей. Однажды к нему явился сам дьявол под личиной и попросил подковать его, выставив вперед ногу с нераздвоенным копытом. Но святой Данстан узнал лукавого. Он крепко привязал его к стене и принялся так грубо обрабатывать его ногу, что дьявол завопил и стал просить пощады. Однако святой Данстан не выпустил его до тех пор, пока тот не пообещал никогда не заходить в дом, где прибита подкова.
Другая традиция связана с давней и широко распространенной верой в ведьм, козней которых люди боялись до конца Средних веков. Считалось, что их заклинания не действуют на улице, но большинство верили, что ведьмы могут причинить вред в доме. Люди думали, что колдуньи боятся лошадей и потому летают на метлах. А из этого следовало, что подкова на двери дома защитит живущих в нем: один ее вид отпугнет ведьму.
Подкова всегда считалась символом удачи. Своей формой она напоминала полумесяц, в котором люди видели знак грядущего счастья. Она предрекала плодородие и богатство в доме. Древние римляне верили, что лукавого можно сковать, и вбивали гвозди в двери своих домов, полагая, что таким образом они избавляются от неприятностей и болезней. Подкову нельзя крепить как попало. Ее нужно вешать концами вверх, чтобы не выпустить удачу.
РукопожатиеВ основе этого вежливого и достаточно безобидного действия лежат подозрительность и страх. В давние времена человеку угрожало множество опасностей как от животных, так и от других людей. Нельзя было никому доверять. Желая защитить себя, люди стали вооружаться: сначала дубинками, позднее мечами.
Встреча с незнакомцем вызывала подозрения. Никто из двоих не знал о намерениях другого. Возможны были четыре стратегии поведения. Развернуться и убежать, не дожидаясь исхода встречи. Остаться на месте и драться. Взявшись за оружие, пройти мимо друг друга. И, наконец, избежать боя. И даже стать друзьями.
А чтобы это и произошло, встретившиеся должны были убедиться в мирных намерениях друг друга: они снимали с себя оружие или убирали с него руки и показывали пустые ладони. Более того, чтобы никто не мог схватиться за меч, они пожимали друг другу руки. Таким образом, обычай рукопожатия появился не из способа выражать симпатию, а из недоверия. Отсюда же и традиция делать это правой: так рука, обычно державшая оружие, оказывалась занятой.
Козел отпущенияНа протяжении всей истории козел был символом глупости и греха. Сегодня в отличие от людей Средневековья мы не представляем в обличье козла дьявола, однако можем укорить кого-либо, что он ведет себя неподобающим образом ("как козел"). Тех же, кого наказывают за чужие грехи, обычно называют козлами отпущения. Это не метафора, а память о священном древнем обычае.
По Моисееву закону в святой для всех евреев День искупления в скинию нужно было привести двух козлов, чтобы путем жребия определить, который из них будет принесен в жертву немедленно, а какого надо будет отпустить, чтобы он унес на себе все людские грехи. Так древний ритуал сохранился в повседневной речи.
ХакиСлово "хаки" пришло из языка хинди и означает оно "пыль". Английские офицеры впервые надели мундиры такого цвета во время восстания в Индии (1857-1859) и были прозваны "пыльным эскадроном".
Чтобы защититься от огня метких индийских снайперов, солдаты покрывали свои белые мундиры порошком карри, грязью или пылью. Впрочем, скоро выяснилось, что такая маскировка долго не держится, не защищает ни от солнца, ни от дождя, да еще и портит одежду. Так возникла необходимость переодеть армию в мундиры защитного цвета.
В 1883 году в Индию приехал представитель ткацкой фирмы в Манчестере мистер Лиман. Он встретился с полковником Кинлоком, и тот рассказал ему, что армия нуждается в одежде, сшитой из ткани цвета хаки.
По возвращении в Англию Лиман и ланкаширский красильщик Ф. А. Гэтти начали эксперименты на домашней кухне, служившей им лабораторией. Они кипятили ткань в кастрюлях миссис Лиман, но толку от этого было мало. Цвет получался тот, что надо, но он моментально линял на солнце.
Все решил случай. Однажды миссис Лиман готовила обед, и вся посуда для варки была занята. Не дожидаясь, пока одна из кастрюль освободится, мужчины принялись кипятить ткань в старой ржавой посудине. И оксид хрома, который они использовали в качестве красителя, закрепился на ткани окисью железа.
С тех пор хаки вошло в обиход. Два друга основали фирму "Ф. А. Гэтти и К°", которая в течение полувека монопольно поставляла в британскую армию ткань защитного цвета. Теперь она использовалась не только в Индии, но и во всех других частях империи, куда направлялись английские солдаты для восстановления порядка и поддержания мира. Но только во время Англо-бурской войны в 1899-1902 годов хаки стало цветом мундиров всех армий.
ПазлПазл появился на свет не как игра, а как учебное пособие по географии. Карта наклеивалась на доску, которая потом с помощью лобзика распиливалась на неправильные части. Собирая их вместе, ученики весело, играючи постигали науку.
И на рынке пазл впервые появился именно под названием "Распиленная карта". Позднее такая карта в обучении больше не применялась, но предприимчивые люди подхватили идею и стали выпускать картины, распиленные на части.
А самый первый пазл был выпущен в 1760 году. Он был раскрашен вручную и назывался "Карта Англии и Уэльса, разделенная на графства". Его автором был Джон Спилсбури, живший на лондонской Друри Лейн, а его фирма так и называлась "Картографы и резатели карт на дереве".
Вопросительный знакУ этого знака интересная история. В латыни вопросительное предложение в тексте заканчивалось словом questio, что и означало "вопрос".
Неизвестно кто, возможно, из экономии, сократил слово до двух букв qo. Чтобы их не считали за часть предыдущего слова, букву q стали помещать повыше, а букву o - пониже. Со временем одна из них превратилась во всем известный знак, а другая уменьшилась до точки.
"Все в руках божьих"Когда люди убеждены, что сделали все, что в их силах и дальнейшее от них не зависит, они говорят: "Все в руках божьих" (или "Все в руках богов"). Упоминание богов во множественном числе указывает на языческое происхождение выражения, а потому неудивительно, что оно встречается уже в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера.
В Древней Греции существовал обычай, по которому люди, загадывая желания, писали их на восковых табличках и вкладывали в руки статуй богов, чтобы привлечь внимание к своим прошениям.
Детская коляскаСовременная коляска была создана Чарльзом Бертоном в 1848 году в Нью-Йорке. Его изобретение не стало популярным главным образом оттого, что задевало по дороге слишком многих пешеходов. Бертон тем не менее решил привести свое детище к успеху. Он уехал в Англию и построил там фабрику. Перемена места обеспечила удачу. Здравомыслящие английские мамаши быстро оценили новое транспортное средство, а когда королева Виктория (а позднее королева Испании Изабелла и египетский паша) заказала его для своей семьи, коляска вошла в моду. Любопытно первое ее название - перамбулятор, в буквальном переводе с латыни - "проходящий насквозь".
Невеста слева от женихаСвадебный ритуал подчиняется определенным традициям, а потому их внимательно изучают и неоднократно репетируют его участники.
Во время церемонии невеста стоит слева от жениха. Шествуя к книге регистраций, жених берет руку невесты в свою левую руку и идет к столу вслед за священником. Выходя из церкви, невеста также идет по левую руку от жениха.
Вообще, в ходе любой церемонии жених предлагает невесте свою левую руку и связано это не просто с бессмысленными требованиями этикета. Он делает так не потому, что так положено, а с определенным умыслом. Жених ставит невесту слева, чтобы правая рука, в которой он мог бы держать меч, оставалась свободной, а он имел бы возможность защитить девушку (и себя) от нападения ревнивого соперника или разгневанного родителя, у которого умыкнул ее.
Палочки для едыКитайцы очень внимательно относятся к процессу приготовления пищи. Она должна сохранить безупречный вкус, быть нежной и свежей.
Говорят, Конфуций развелся с женой, потому что та не оправдала его надежды в качестве повара. Он требовал, чтобы каждое блюдо подавалось с соответствующим соусом, все было порезано на одинаковые квадратные кусочки и имело свой цвет. И ему даже рис казался недостаточно белым, а рубленое мясо недостаточно мягким.
Китайцы очень разборчивы и в том, как есть. Готовить положено исключительно на кухне. А подаваемая еда должна быть полностью готова к употреблению. Резать что-либо на столе не просто некрасиво, это варварство. "Мы садимся за стол, чтобы есть, а не для того, чтобы резать" - так звучит часто цитируемая китайская поговорка. В обязанности повара входит подача блюд заранее порезанными на удобные кусочки.
Чтобы отправить их в рот, китайцы пользуются палочками, при этом очень ловко и быстро. Сделанные из костей животных, слонового бивня или дерева, палочки, кроме того, могут служить особой знаковой системой между гостем и хозяином. Если кто-то желает встать из-за стола, он кладет их поперек тарелки.
Говорят, что поначалу в обиходе у китайцев все-таки были столовые приборы. Однако императоры, опасавшиеся покушений на свою жизнь, запретили подданным использовать во время трапезы какие бы то ни было металлические предметы. Ножи и вилки относились как раз к таким вещам. А поскольку китайцы не любят есть руками, были изобретены палочки.
Почему мужчины и женщины застегиваются на разные стороныПервая одежда просто висела на плечах, затем ее стали застегивать на крючки, а позднее на пуговицы. Они появились на одежде в XIII веке и служили как по прямому назначению, так и в качестве украшения.
В мужской одежде пуговицы играли важную роль, ибо на них застегивались гульфики мужских панталон во времена короля Карла I.
Наверное, было бы логичным, чтобы мужчины и женщины, нося разную одежду, все-таки застегивали ее одинаково. Однако известно, что это не так. Мужчины застегивают все, что носят, от пижамы до пиджаков, на правую сторону, а женщины наоборот. Циники утверждают: так повелось из-за того, что женщины упрямы и любят противоречить, но дело не в этом. А в том, что большинство людей праворуки.
Мужчины, как правило, одеваются самостоятельно, а женщины, особенно знатные дамы, с помощью горничной. Это устаревшее, но практичное соображение и привело к разнице в способе застегивания.
Для женщины удобен ее способ, поскольку так удобнее горничной, стоящей лицом к своей хозяйке и правой рукой застегивающей ее платье. На левой руке женщина обычно держит ребенка, когда появляется необходимость покормить в общественном месте - а в этом нет ничего необычного, - ей удобнее дать ему левую грудь. Укрывая ребенка от непогоды, женщина прячет его под правой полой одежды. Вот почему женская одежда застегивается справа налево.
Возможно также и другое объяснение. В Средние века мужчины должны были находиться в постоянной готовности к бою. Чтобы быстро выхватить свой меч, они держали правую руку в тепле - за пазухой, поэтому их одежда застегивалась слева направо.
Сегодня ни одна из указанных причин не имеет значения. Однако и по сей день мужчины и женщины застегиваются по-разному, ибо привычки живут долго.
Двенадцать присяжныхПоначалу в состав присяжных входило значительное число людей. Однако с практической точки зрения это было весьма неудобно. Требовалось такое количество, которым было бы легко управлять, но в то же время которое представляло бы точный срез общества. Существует несколько объяснений того, почему было выбрано именно число 12. Говорят о 12 коленах Израилевых, о 12 помощниках Соломона и о 12 апостолах. Впрочем, последнее объяснение не вполне удачно, ибо предполагает, что в составе каждых 12 присяжных есть свой Иуда.
Есть также и другая версия: англосаксы не принимали десятичную систему. Простые числа 11 и 13 тоже им не нравились. А вот 12 подошло. Как шиллинг состоял из 12 пенсов, так и коллегия из "двенадцати добропорядочных мужчин" была сочтена совершенно правильной величиной.
Рождественские открыткиРождественская открытка была предложена сэром Генри Коулом в 1843 году. Этот человек был хорошо известен в Лондоне, и ему британцы обязаны многими новшествами. Он ввел новую почтовую систему и построил Альберт-Холл, устроил Международную выставку в 1851 году и открыл Музей Виктории и Альберта.
Но больше всего Коул хотел привить людям хороший вкус. Для этого он открыл художественный салон, где продавались различные украшения для интерьера. Он считал, что окружающие человека предметы должны быть не только полезными, но и красивыми. Раздумывая над этим, он пришел к мысли о рождественской открытке, которая могла бы придать блеск празднику.
К тому времени уже 50 лет существовали валентинки, а во Франции с XVIII века рождественские поздравления печатались в виде стихов на карточках. Кроме того, в английских школах ученикам к Рождеству давали писать поздравления к празднику.
Коул захотел создать такую открытку, которая добавила бы теплоты к поздравлению, ставшему в те дни довольно избитым. Он заказал эскиз знаменитому художнику Хорсли, и основные черты открытки с тех пор остаются неизменными.
Хорсли нарисовал открытку в виде триптиха. В центре он поместил семью, сидящую за богатым столом, что вызвало протесты Общества воздержания от излишеств. А по краям изобразил сцены кормления голодных и одевания нагих.
Открытка нашла признание лишь 20 лет спустя, и за следующие три десятилетия английские печатники выпустили 163 тысяч ее разновидностей. Сведенные в 700 томов, эти образцы весят 7 тонн.
Дабы отметить заслуги Генри Коула перед нацией, его произвели в рыцари. Умер он в 1882 году, в полной мере насладившись успехом своего предприятия.