Каноном красоты в Древнем Египте была стройная женщина с широкими плечами, узкими бедрами и большой головой, то есть силуэт приближался к треугольнику – магическому знаку. Для усиления сходства с этим символом женщины и мужчины носили огромные парики и широкие воротники – оплечья, представляющие собой набор бус, ожерелий, драгоценных камней и металла. Само платье было плотно облегающим фигуру, сильно сужающимся к щиколоткам так, что передвигаться можно было только мелкими шажками. По мнению специалистов такое платье выполнялось, скорей всего из трикотажа, возможно, ручной вязки.Древняя Греция дала миру много имен философов, поэтов, ученых, зодчих. Уровень культуры в те времена был необыкновенно высок. Это сказалось и на характере одежды. Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани.
Струящиеся складки хитона слегка очерчивают формы фигуры, мягко драпируются, ниспадая до полу. Ткань достаточно тонкая, свободно закладывающаяся в складки, однотонная, лишь по краю оформления меандром – греческим орнаментом. Основной интерес греков привлекала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.
Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Спартанки носили хитон — пеплос; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром. Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.
В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента. Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.
Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей. В Древнем Риме одежда упрощается. Складок на самом платье становится меньше. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась.
Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла.
Голову покрывали вуалью или краем палы. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней. Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.
Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение. В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
Эпоху средневековья (XIII-XIV вв.) отличает утонченность и богатство костюма, в основном за счёт ткани. Бархат, парча, шелка, являлись принадлежностью представителей королевского двора.
Средневековая одежда, в отличие от одежды римлян и греков, наглухо закрывала тело человека. Существовало большое разнообразие рубах, чулок, но постоянным атрибутом был плащ.
Праздничный наряд женщины был таков: сначала надевалась белоснежная рубаха из тонкого полотна, которая застегивалась пряжкой у ворота. Поверх надевалась юбка со складками, спускавшаяся до самого пола. Сверху всего этого- платье из тяжелого пурпурного бархата, расшитого золотыми нитями, из-под которого выглядывала часть юбки с каймой. Талия перетягивалась поясом, украшенным драгоценными камнями, золотом, серебром. Поверх платья надевалась широкая атласная накидка с каймой у ворота.
Ренессанс (XV-XVI вв.) поражает роскошью. Здесь и вышивки, и кружево, и драгоценные камни. Украшения в виде золотых цепочек, тонкое белье, выглядывающее из-под шнуровки платья. Объёмные вверху рукава говорили о классовой принадлежности человека (чем шире, тем знатнее). Как мужчины, так и женщины носили большой бархатный берет.
Костюм 30-гг. XVIII в. удивляет обилием рюш, воланов, лент, бантов и кружев.
Узкие покатые плечи, «осиная талия», юбка с кринолином, шляпа «шуте», гладко причесанная головка – вот модный женский образ того времени. Атлас и кружево – любимые материалы, в которые с головы до ног одевалась женщина.
Об одежде Древней Руси допетровской эпохи (и дальше) написано множество монографий, ежегодно защищаются диссертации. Это неисчерпаемая тема. Чтобы не спорить с теми историками, которые вплотную занимаются этим вопросом, хочется определить некоторые лишь вехи проблемы. Древнерусский костюм представлял собой целый ансамбль, рассказывающий о быте, материальном положении и даже внутреннем мире его обладателя.
Очень богаты женские костюмы даже у бедных слоев населения. Для многих любителей древности древнерусский костюм – цела находка, требующая много времени для изучения. Находки из слоев древнерусских городов, гробниц и сельских погребений рассказывают о всем многообразии тканей местного производства, из которых шили одежду. Это и шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон разной структуры (льна, конопли). Среди шерстяных и полушерстяных тканей встречаются ткани клетчатые и полосатые. Более известна одежда XVI-XVII вв. Женщины из народа тогда носили длинные платья-сорочки, украшенные у ворота и на плечах вышивкой. Поверх сорочки надевали кафтан и поневу – кусок ткани, который обертывали вокруг бедер. В холода женщины, как и мужчины носили грубошерстную одежду и овчинную шубу. Только девушка могла носить волосы распущенными или заплетать в косу. Древнерусские головные уборы представляют собой произведения искусства.
Существовали как простые, так и сложные головные уборы. У незамужних девушек это могли быть ленты, замужние дамы обычно убирали волосы под головной убор, называемый «кика». Платки могли быть расшиты бисером, бляшками, подвесками и другими украшениями. Существовали также головные уборы ленточной конструкции. Это круглые по форме уборы из полосы ткани, металла, бляшек и других материалов, которые, как простейшие диадемы – «венки», скрепляли волосы. Богатые люди никогда не выходили на улицу без верхнего платья. Принято было надевать несколько одежд одну на другую – чем больше, тем лучше. Даже дома боярин надевал поверх рубахи кафтан из плотной, дорогой материи и другую одежду. В торжественных случаях знатные люди надевали тяжелые длинные шубы на собольем меху, и лисьи шапки. Рукава такой шубы были значительно длиннее рук.
Волосы на голове знатные мужчины сбривали, а простые люди стриглись «под горшок».Но усы и бороду носили все. Молодые франты носили шапки различных фасонов, отделанные мехом, и украшенные драгоценными пряжками. Гардероб богатых женщин был гораздо разнообразней, чем у женщин из народа. Их сарафаны, душегреи и телегреи были сшиты из дорогих тканей. Зимней одеждой были шубка, меховая шапка и длинная, узкая муфта – так называемый рукав. Женский костюм дополнялся множеством украшений, серьгами, перстнями. Русский костюм в таком виде существовал до XVIII в., когда Петр I ввел в употребление одежду западного образца. Однако, некоторые виды древней русской одежды, например, кику и сарафан, крестьянки продолжали носить вплоть до XIX века.
Н.М. Каминская. История костюма