Между наукой и искусством проходит тонкая грань, которая может исчезнуть, когда нам на смену придут роботы. Но до этого момента (а он совершенно неизбежен) вот вам несколько художественных проектов.
Коллекция лиц анонимовТо, что вы видите на картинке выше — часть работы художника и аспиранта Хизер Дьюи-Хэгборг под названием «Странные видения».
Хизер воспользовалась новым методом похищения лиц. Вместо того чтобы использовать традиционные колдовские проклятия или смертоносных нанороботов, она распечатывает трёхмерные копии лиц незнакомцев, соскребая на улице старую жвачку и собирая окурки с содержащейся в них ДНК.
Затем Хизер забирает весь этот отвратительный мусор в свою домашнюю лабораторию в Нью-Йорке и исследует полученную ДНК, чтобы выделить из неё от 40 до 50 генетических параметров, влияющих на внешние черты лица — такие как цвет глаз и расстояние между ними, раса и даже лишний вес. Эти данные вводятся в специальную программу, и она восстанавливает лицо анонимного, ни о чём не подозревающего субъекта.
Украшения-паразиты, работающие за счёт вашего телаПомните «Матрицу», в которой машины превратили людей в батарейки для питания своей нечестивой империи?
Многие люди увидели это и содрогнулись. Дизайнер Наоми Кижнер, увидев такое, поняла, что в «Матрице» не хватало соответствующих украшений.
Проект Кижнер под названием «Энергетические наркоманы» начинается вполне невинно — с «Блинкера». Это устройство закрепляется на переносице. Когда человек моргает, оно преобразует движение век в электричество, в результате человек становится похож на персонажа из «Дюны» Дэвида Линча.
Ещё есть «Проводник е-импульсов», похожий на клешню металлического скорпиона и работающий за счёт электрических импульсов спинного мозга. В постапокалипсическом мире дефицит электроэнергии, так что подзарядить свой iPhone перед загрузкой игры Fruit Ninja там можно будет только так.
Наконец, есть «Кровавый мост» — стимпанковский паразит размером с большой палец руки, получающий энергию из кровотока. «Кровавый мост» прокалывает иглой вену в двух местах и начинает работать как своеобразная ГЭС, использующая кровеносную систему для вращения крошечной турбины и выработки электроэнергии.
А вот практичность этих устройств в настоящее время стремится к нулю: вырабатываемой ими энергии едва хватит на то, чтобы запитать наручные часы.
Техномода для суперзлодеяГолландский дизайнер Анук Виппрехт соединяет последние тенденции в моде с последними безумными научными достижениями. Оно из самых горячих её творений — «Платье Фарадея». Это стильное платье с металлическими проводами, копирующими эффект клетки Фарадея, защищающей владельца от ударов молнии.
Платье идеально подходит для всевозможных суперзлодеев и для тех, кто любит оставлять злобные комментарии в интернете.
Также Виппрехт создала «Паучье платье», к которому прилагаются автоматические «паучьи лапки», установленные над плечами, и датчики движения.
Их назначение — дать владельцу платья чувства паука. Датчики фиксируют движение всего, что приближается к человеку. Если кто-то приближается слишком быстро и агрессивно, то «паучьи лапки» автоматически изготовятся к нападению. А если кто-то приближается не спеша, то «лапки» расслабляются и даже могут жестом попросить человека подойти поближе.
В число других творений Виппрехт входит платье «Близость 2.0». Оно сделано из футуристических материалов, которые могут становиться прозрачными в зависимости от сердцебиения владельца.
И наконец есть «Дымное платье», выпускающее облако дыма при приближении человека и позволяющее владельцу платья сбежать в стиле ниндзя.
Куклы из живых человеческих клетокЭти влажные, пульсирующие чудовища вуду сделаны из живых клеток. У каждой куклы есть имя, которое облегчает её идентификацию в очередной порции ваших ночных кошмаров.
Вот эти имена: Абсолютная истина, Биотехнология, Капитализм, Демагогия, Евгеника, Боязнь самого себя, и, что очень иронично, — Надежда.
Этих кукол создали, чтобы дать понять: научно-технический прогресс всегда требует жертв (и неважно, кто будет этой жертвой — учёный, посторонний субъект или ничего не подозревающий мир).
Этих кукол создали для того, чтобы посмотреть, как они умирают. Они подвешены за «шеи» в своих камерах выращивания так, что постепенно увеличивающийся вес их растущих «тел» однажды их обезглавит, символизируя таким образом «смерть» того или иного понятия.
Маска, которая кормит вас водорослями, выращенными вашим дыханием при участии вашего голосаНет, мы не ошиблись, когда писали заголовок выше. Футурологи часто рассуждают о том, как будет выглядеть человечество после того, как произойдёт его окончательное слияние с технологиями.
Если верить художникам Майклу Бартону и Мичико Нитта, все мы будем похожи на Ктулху.
На создание этого устройства художников вдохновил один из видов морских слизней. Эти слизни едят морские водоросли, после чего и сами приобретают способность к фотосинтезу.
В результате им больше не нужно есть, поскольку свой хлеб насущный они начинают получать из углекислого газа и света. Художники считают, что люди однажды смогут использовать это явление в технике, тем самым решив проблему дефицита еды.
Устройство поглощает углекислый газ, который вы выдыхаете, и кормит этим газом постоянно растущую популяцию морских водорослей. А когда вы проголодаетесь, то можете просто отхлебнуть от полученной зеленоватой смеси, словно это зелёный слизистый коктейль.
А поскольку звук тоже стимулирует рост водорослей, ваш голос также участвует в процессе выращивания «коктейля», и это означает, что вы в каком-то смысле питаетесь вашими ежедневными банальностями.
Впервые устройство было представлено на живом выступлении под названием «Опера морских водорослей», куда слушателей пригласили, чтобы они могли попробовать роскошный зелёный «коктейль», выращенный дыханием оперной певицы Луизы Эшкрофт, которая пела в это устройство.
Уничтожение миров как вид искусства«Человек не должен играть в Бога!» — обычно именно эту фразу кричит наш герой, когда его пытаются вытащить из Центра биоинженерии Pimpmanzee. Однако художник Анджело Вермёлен считает, что вы и не сможете играть в Бога, если совсем неигривы. Результатом этого умозаключения стал его проект 2005 года под названием «Синее смещение».
Всё достаточно просто. Вермёлен установил группу резервуаров, в каждом из которых было немного рыбы и немного водяных блох, освещаемых оранжевым светом.
Оранжевый свет привлекает водяных блох, так что они всё время остаются у поверхности воды, находясь при этом выше барьера, который отделяет их от голодной рыбы. Так что оба вида живут в весьма непростой водной гармонии.
И ещё: резервуары оборудованы датчиками движения. И если к ним подходит человек, оранжевый свет переключается на синий. Синий свет отпугивает водяных блох, так что они уплывают вниз, к рыбам, которые немедленно их поедают.
Можно предположить, что Вермёлен слышал цитирование «Бхагавад Гиты» Оппенгеймером (Оппенгеймер, увидев первый ядерный взрыв, сказал: «Я — смерть, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому»), и решил, что даже обычный человек должен знать, что он почувствует, став разрушителем миров.
Использование электричества для превращения людей в марионетокВ исследовании Дайто Манабе участвовали люди с подключенными к телу электродами, на которые Манабе подавал ток, манипулируя людьми посредством электростимуляции. Но вы можете называть его просто «Повелитель кукол», когда он вынудит вас встать перед ним на колени.
Манабе снял музыкальный ролик, приведённый выше, подсоединив более 40 наборов электродов к добровольцам, которые затем получили серию электрических ударов, заставивших их дёргаться в такт музыке.
Разумеется, свои устройства Манабе проверял в первую очередь на себе. В конце концов, если бы он этого не сделал, то как бы он шагнул за грань безумия?
Как ни странно, в таких экспериментах Манабе не одинок. В постановке 1995 года под названием «Рекурсивная плоть» австралийский художник Стеларк подключил электроды к своим конечностям, а затем позволил зрителям в сети заняться постановкой его «танца», создав точно рассчитанную последовательность ударов током. В более поздней своей работе под названием «Пингуемое тело», Стеларк вновь смело передал интернету полный контроль над собственными мышцами.