Допустим, вы пошутили, и ждёте, что все вокруг просто попадают со смеху, но вместо этого получаете в ответ неловкое молчание и натянутые вежливые улыбки. Кто-то прячет глаза, кто-то закашлялся, захныкал ребёнок…
Вам ваша шутка казалась уморительной, вы и сами раньше хохотали над ней до колик, так в чём же дело? Ниже вы найдёте четыре самых распространённых причины неприятностей такого рода:
1. Вы не учли элемент неожиданностиСуществует несколько теорий, объясняющих природу юмора. Тем, кто сочиняет шутки, эти теории не особенно помогают, потому самые удачные и самые смешные вещи сочиняются не по шаблону. Однако есть в них кое-что полезное для понимания нашей проблемы – они все говорят о такой составляющей, как неожиданность.
Это может показаться слишком простым и само собой разумеющимся – понятно, что если повторять одну и ту же шутку (даже гениальную) снова и снова, она перестанет быть смешной. Однако не всё так просто – элемент неожиданности относится не только к содержанию.
Если вы смотрите ситкомы, то могли заметить, что со временем их гэги начинают напоминать неуклюжих заторможенных динозавров. Они могут быть совершенно оригинальными, и даже по-своему смешными, но поскольку вот уже несколько десятилетий они выдаются примерно одинаковыми порциями в одном и том же привычном ритме, то доставляют зрителю гораздо меньше радости.
Кроме того, большинство шуток, которые первыми приходят в голову в ответ на какую-то ситуацию, стоит отфильтровывать, поскольку мы все существуем в одном информационном пространстве и люди, которых вы собираетесь сразить остротой, почерпнутой у известного телеведущего, может быть давно им знакома.
Даже если они не смотрят телевизор, то, благодаря тому же твиттеру, эта шутка могла уже успеть набить оскомину.
2. Они не обладают достаточной информацией, чтобы ухватить сутьДопустим, вы придумали сногсшибательную оригинальную шутку и улучили удачный момент, но реакции всё равно – ноль. Подумайте, может, ваши слушатели не обладают достаточной информацией, чтобы её понять? Может, вы пытаетесь рассмешить людей «инсайдерской» шуткой? Которую никто, кроме пары-тройки коллег по работе вообще не способен оценить?
Шутки, связанные с жизнью «внутри» никогда не произведут впечатление на тех, кто «снаружи». Причём это “внутри” может быть любого масштаба – семья, компания, город, целое поколение или целая страна. В вашем случае может присутствовать элемент из незнакомой вашим слушателям «оперы», который вы сами можете просто не заметить. Ну, скажем, цитата из вашего любимого детского мультика, который они не смотрели, просто потому что росли в другое время.
Ваши слушатели совершенно не обязательно разделяют ваши интересы и обладают схожим опытом. Поэтому если вы во что бы то ни стало хотите донести свою мысль, используя отсылку к чему-нибудь незнакомому вашей аудитории, вам придётся её объяснять. Но вообще-то шутка, которую способен понять только фанат «Универа» будет не очень уместна в компании поклонников «Закрытого показа».
3. Вы выбрали предмет, над которым они в принципе никогда не смеютсяДля большинства людей существуют темы, которые воспринимаются исключительно серьёзно. Даже не касаясь специфических, болезненных для конкретного человека предметов, легко назвать несколько тем, над которыми вряд ли кому в здравом уме придёт в голову шутить – гибель ребёнка, геноцид и т.д. А в зависимости от нашего опыта у каждого появляются свой набор предметов, над которыми просто не хочется смеяться ни при каких обстоятельствах.
Проблема в том, что список этих «совершенно несмешных тем» у разных людей может не совпадать или совпадать не полностью. То, что для одного человека – напоминание о чудовищной трагедии, другому может показаться блестящим примером хлёсткого юмора.
Так что не спешите обвинять в отсутствии чувства юмора того, кого не рассмешила ваша острота. У человека могут найтись серьёзные причины воспринимать затронутый вами предмет только серьёзно.
Само собой, вы не можете знать всё про каждого человека – во что он верит, что пережил и что вдруг может выбить его из колеи. Поэтому легче всего быть смешным в компании друзей или людей, которых вы хорошо знаете. В окружении большого количества незнакомцев – во время выступления на конференции, например, блеснуть остроумием гораздо сложнее – тут приходится учитывать всю ту информацию об аудитории, которая у вас имеется, полагаться на интуицию и опыт.
И всё равно кто-нибудь поморщится – на всех не угодишь, но очевидных просчётов избежать всегда можно (когда половина ваших слушателей почувствует себя оскорблёнными, например).
4. Ваша аудитория поменяласьДопустим, вы выступаете перед большим скоплением людей и вам удалось установить идеальный контакт. Вы острили, импровизировали, и ваши шутки попадали точно в цель. Ваши слушатели смеялись от души и без конца вам аплодировали. После выступления вы получили массу восторженных отзывов.
А потом ваши шутки разошлись в интернете и внезапно вам стали приходить гневные письма.
Что произошло?Поменялась аудитория – и с этой аудиторий у вас нет никакого контакта. Эти люди совсем ничего о вас не знают, не слышат вашей интонации и воспринимают ваши слова абсолютно «в лоб». Там, где вы подразумевали лёгкую иронию, они увидели злобу и даже кощунство.
Тут часть ответственности несёт сама аудитория – если вы просматриваете заведомо «жёлтые» новости, то какой смысл плеваться от тех «шокирующих» сообщений, которые там всплывают каждый день? Если вы сами добровольно включили «Камеди клаб» то уж и не хватайтесь за сердце от каждой грубоватой шутки.
Так что в этом случае от вас ничего не зависит – интернет слишком большой, чтобы понравиться каждому. А гневные отклики – практически неизбежный побочный эффект всякой популярности.