Страшно представить, сколько труда и времени при создании киношедевров пропадает зря – на мелочи, которые в результате смогут углядеть разве что несколько членов съёмочной группы. Например:
1. «Властелин колец». У каждой детали костюма есть своя историяЧто для фильмов в жанре фантастики или фэнтези особенно важно – так это детали. Без тщательно продуманных мелочей в костюмах и реквизите, придуманный мир никогда не будет выглядеть убедительным. Но одно дело добиться правдоподобия, и совсем другое – педантично и слой за слоем добавлять такие тонкие штрихи, которые просто физически невозможно заметить на экране, даже если рассматривать каждый кадр по отдельности.
Взять, к примеру, «Властелин колец: Две крепости». Помните сцену грандиозной битвы при Хельмовой Пади, где тысячи отвратительных орков штурмуют крепость? Вы заметили, насколько качественными были их кольчуги?
Так вот – каждая кольчуга для каждого орка создавалась вручную. Колечко за колечком… В течение двух лет без перерыва. Всего около десяти километров кропотливой ручной работы…
А потом эти бесценные кольчуги больше чем на половину были спрятаны под доспехами, так что выглядывало всего несколько сантиметров. Если ещё учесть, что сражение происходит ночью и в дождь, думается, что шансов разглядеть тонкую работу бутафоров у зрителя было, мягко говоря, немного.
Это ещё не всё. Для того чтобы до конца оценить требовательность режиссёра Питера Джексона к деталям, надо повнимательней приглядеться ко всем доспехам и оружию, которые фигурировали в трилогии: у каждой расы – свои специфические черты, и внутри каждой расы есть ещё и «фамильные» отличия.
Нажмите на паузу на сцене в Ривенделле и вглядитесь в сложный бронзовый узор колчана для стрел Леголаса, изготовленный в технике литья по восковой модели:
Ну, допустим, это ещё можно понять – всё-таки один из основных персонажей, примерно шесть часов пребывания на экране… Но пересмотрите битву с орками и обратите внимание на разнообразие шлемов – одни представляют собой «традиционную» для орков культуру:
Другие указывают на то, что орки, по сути – мусорщики, которые подбирают оружие и доспехи, брошенные на поле боя. И везде бессчётное количество деталей.
Приглядитесь к крупному плану какого-нибудь гнома – вы заметите пряжку на ремне с узором, типичным для архитектуры этой расы:
И таких «подробных» костюмов было изготовлено больше 48 тысяч! При том, что большинство этих деталей в фильме никто не заметил – их просто невозможно рассмотреть.
У каждого из этих шлемов – своё предназначение. Для орков низкого ранга – грубая кожа и покорёженный металл, для особо обезображенных – вытянутые и нестандартные формы, светлые – для разведчиков, с зубцами – для берсеркеров.
Кроме того, было сделано десять тысяч пряжек для ремней орков (и, конечно, же, тоже ручная работа) которых не то, что рассмотреть – просто увидеть, что они там есть, и то практически невозможно.
И это не единственный пример совершенно необъяснимой одержимости голливудских художников по костюмам. Вот ещё один:
2. «Коралина в стране кошмаров». Одежда для мультяшных персонажей связана крошечными спицамиКукольный полнометражный фильм снимается очень долго – года два, потому что каждый кадр приходится выстраивать вручную. Хорошо, если в день удаётся отснять несколько секунд будущего фильма.
Создатели «Коралины в стане кошмаров» (2009) оказались людьми настолько одержимыми, что решили добавить себе головной боли, взявшись за вязание. Все, даже самые крошечные детали одежды связала одна женщина по имени Алтея Кром.
Её спицы были не сильно толще человеческого волоса. Вот как выглядел процесс:
Вот как выглядел результат:
И даже так:
Ну это хоть можно было разглядеть на экране:
Но как насчёт крохотных носочков, которых никто, по сути, и не видел:
И ещё расшитые кармашки на курточке одного из самых экстравагантных персонажей:
3. «V — значит вендетта». Знак «V» спрятан повсюдуБукву «V» или цифру «5″ (поскольку знаком «V» обозначается ещё и соответствующая римская цифра) можно найти практически в каждом кадре фильма «V — значит вендетта»
Некоторые можно заметить без труда:
Но иногда эти знаки практически неразличимы. Например, когда мы видим Криди и Финча в первый раз, их разделяет буква «V», предвосхищая то, что случится позже (Криди пытается остановить V, а Финч, в итоге, встаёт на сторону главного героя):
Когда Натали Портман приходит в себя в подземелье, на её лбу можно заметить небольшой порез, напоминающий знак «V»:
Книга в этом фильме тоже открыта ровно настолько, чтобы образовать форму «V»:
Ещё один знак образуют стрелки часов:
В финальной схватке V одновременно бросает два кинжала, которые образуют всё тот же знак:
А потом летящие кинжалы и ещё пять V:
Затем Криди делает ровно пять выстрелов, и на стене остаётся кровавое пятно формы «V»:
Не впечатляет? Ладно, идём дальше…
Героиню Натали Портман зовут Иви, в английском варианте Evey. Буква «E» – пятая в английском алфавите, буква «Y» – 25-я (пять в квадрате). В имени Finch (Финч – персонаж который переходит на сторону V) – пять букв. В одной из сцен играет Пятая симфония Бетховена.
Любимая фраза V – «Я силой истины при жизни завоевал Вселенную» – перевод известного латинского высказывания as «Vi veri veniversum vivus vici». Пять слов, и каждое начинается на «V»!
4. «Гарри Поттер и Кубок огня». Программки чемпионата мира по квиддичу С тем, что мир Гарри Поттера детализирован не менее скрупулёзно, чем тот же «Властелин колец», никто спорить не будет. И не только в книжках. Создатели фильмов о Поттере тоже не ударили в грязь лицом, и придумали подробности, заметить которые практически невозможно.
Взять, к примеру, программки в руках у зрителей. Там было всё, что только могло быть в программке: описание игры, статистика для каждой команды, логотипы:
Спонсоры чемпионата мира:
И даже реклама товаров из мира Гарри Поттера:
5. «Сияние». Рукопись ДжекаПомните сцену, где Шелли Дюваль просматривает роман Джека Николсона, и находит там фразу «Работа без игрушек надоела Джеку», которая повторяется снова и снова, тысячи раз? Она должна была предвещать всю историю с топором и безумием, потому что ни один нормальный человек на такое явно не способен.
Редактор «Сияния» и, по совместительству, дочь Кубрика Вивиан, утверждает, что режиссёр заставил свою собственную секретаршу потратить «без преувеличения несколько месяцев, отпечатывая на машинке каждую отдельную страницу», то есть практически пройти тот же путь безумия, что и персонаж Николсона.
6. «В поисках Немо». Всем сотрудникам студии Pixar пришлось брать уроки биологииКогда на студии Pixar решили взяться за картину о говорящих рыбах, то задумали сделать её в высшей степени реалистичной. И для начала наняли педагога, который должен был обучить всех сотрудников студии премудростям ихтиологии (раздел зоологии, изучающий рыб;).
В результате каждое движение каждой рыбы в «Немо» с точки зрения биологии было практически безупречным. Плавники где надо хлопали, и где надо загребали воду, изгибаясь в точном соответствии с наукой.
Медузы тоже вышли правдоподобней некуда:
Мало того, сотрудники Pixar сами провели колоссальную исследовательскую работу, и в тонкостях изучили, каким образом свет преломляется через тело медузы, а также то, как морские твари бледнеют и проявляются под водой в зависимости от того, на каком расстоянии плавают – никто никогда такого раньше не делал:
К сожалению, большая часть этих невероятных усилий пропала даром, поскольку, как это часто бывает, за деталями как-то упустили главное. Выяснилось, что рыба-клоун – последовательный гермафродит. Так что в реальном мире после гибели мамы папа Немо просто бросил бы оставшиеся икринки на съедение крабам, превратился бы в самку и отправился на поиски самца.
Так что, получается, зря Pixar корпел над книжками.