Вавилон… Само название города — Баб-Илу (Ворота Бога) и странный зверь на вратах его…
В самом центре Берлина — в десяти минутах ходьбы от Бранденбургских ворот, на «Острове музеев» расположен знаменитый Пергамон-музей, названный так в честь находящегося в нем алтаря Зевса из города Пергам. Это самый посещаемый музей немецкой столицы; в прошлом году в нем побывало около 660 тысяч человек. В Пергамоне представлены шедевры древневосточного и греко-римского искусства. Мраморный алтарь, давший имя музею, был в XIX веке по частям вывезен из Османской империи в Германию, где его собрали заново. Но, кроме «восьмого чуда света», здесь есть еще один очень интересный экспонат — Ворота Иштар и прилегающий к ним участок Дороги Мардука из Вавилона VI века до н.э.
Элементы архитектурного ансамбля древнего города выставлены не в витрине,а прикреплены к стенам, образуя единый комплекс. Существуют и вторые Ворота Иштар. Находятся они в Ираке, на месте археологических раскопок Вавилона. Но здесь представлены не сами ворота (не могут же они быть одновременно в двух местах), а лишь их реконструкция, созданная в 70-х годах XX века. Правда, в отличие от представленного в Пергамоне оригинала, иракская модель в натуральную величину стоит под открытым небом и дает более верное представление о масштабе этого грандиозного сооружения.
Ворота Иштар и Дорога Мардука интересны во многих отношениях — это и образец архитектуры и искусства древней цивилизации, и реликвия времен библейских событий, а кто-то видит в них памятник, имеющий отношение даже к… естественной истории. Но об этом чуть позже.
Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города — Баб-Илу (Ворота Бога) говорило о его величии. Город более тысячи лет был культурным и научным центром всего Ближнего Востока и дважды становился столицей могущественной державы. Правда, в VII веке город был до основания разрушен ассирийцами, но уже через 200 лет Геродот с восхищением описывал его красоту и богатство.
Вершины своего могущества Вавилон достиг при правлении Навуходоносора II (605 -562 гг. до н.э.), когда город во второй раз стал столицей великой империи. В период царствования Навуходоносора население Вавилона составляло около 200 000 человек — цифра по тем временам более чем солидная, а построенные по приказу царя городские стены с 250 оборонительными башнями и 100 воротами, ландшафтный парк (Висячие сады Семирамиды) и восстановленный храм Мардука (Вавилонская башня) до сих пор остаются легендой. «Царь сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия», — говорится в ветхозаветной Книге Даниила. В Библии можно найти много и других упоминаний об этом городе, например, «Вавилонское столпотворение», «Вавилонское пленение» и т.д.
Вскоре после смерти Навуходоносора II город был захвачен войсками Кира Великого и вошел в состав персидской державы. Александр Македонский, освободив в 331 году до н.э. Вавилон от многолетнего персидского ига, намеревался сделать его столицей своей гигантской империи и собрать здесь все лучшее со всех подвластных земель. Но неожиданная смерть великого полководца помешала Вавилону стать главным городом Ойкумены.
Всему приходит конец, прошло и время великого Вавилона. На торговых путях, проходящих теперь вдали от Вавилона, возникли новые большие города, основанные военачальниками Александра. Некогда шумный и оживленный Вавилон стал медленно пустеть и приходить в упадок. В 126 до н.э. город был захвачен и разрушен парфянами. Наводнения, нанесшие уцелевшим городским районам серьезные разрушения, вынудили последних жителей покинуть Вавилон. За две тысячи лет великий город сравнялся с землей, а место, где некогда он стоял, стерлось из людской памяти.
Открытие Вавилона эпохи его расцвета принадлежит немецкому археологу Роберту Кольдевею. Раскопки, начавшиеся 26 марта 1899 года, продолжались почти 15 лет и были одними из самых грандиозных и дорогих в истории археологии. Правда, до Кольдевея раскопками Вавилона занимались Рич в 1811 году, Лэярд в 1850-м, Рассам в 1878-1889 годах, но больших результатов их экспедиции не дали. Развалины древнего города покоились более чем под 15-метровым слоем песка, что немало затрудняло поиски библейского города. Но это не смущало археологов, продолжавших работать день и ночь. Вскоре после начала раскопок была обнаружена система городских укреплений, состоящая из трех рядов крепостных стен. Кольдевей обнаружил и другие остатки строений времен Навуходоносора II. В 1902 году из-под земли были извлечены Ворота Иштар, которые с 1926 года можно видеть в знаменитом Пергамоне.
Ворота богини Иштар служили парадным входом в Вавилон и находились в ближайшей к центру линии оборонительных стен. Они представляли полукруглую арку девятиметровой высоты. Массивные створки ворот (не сохранились) были сделаны из кедра и обиты толстыми медными листами. По обе стороны ворот, спереди и сзади, были возведены два бастиона с зубчатыми башнями, между которыми проходила дорога к храму бога Мардука. Выходившие на нее стены бастионов были оформлены в едином стиле с воротами. Сама дорога и являющийся ее продолжением в черте города проспект Айбуршабум, проходивший вдоль одной из стен царского дворца, достигали 15-метровой ширины. С наружной стороны ворот и до самого входа в святилища мостовая была вымощена розовыми и белыми каменными плитами. И арка, и бастионы были построены из кирпича, покрытого ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Большая часть поверхностей Ворот Иштар и близлежащих стен были покрыты красочными рельефными изображениями животных. В общей сложности барельефов насчитывалось около шести сотен. Их назначение неизвестно — они могли играть роль и декоративных элементов, и важных религиозных символов. Впрочем, одно другого не исключает. Клинописная надпись, некогда венчавшая врата, только отчасти объясняет смысл барельефов. В ней говорится, что «пекущийся о благополучии города Царь Вавилонский» (т.е. Навуходоносор II) полностью перестроил эти ворота и украсил их изображениями свирепых зверей, «чем сообщил вратам великолепие чрезвычайное и роскошное, и род людской может взирать на них в изумлении». Но вряд ли только «изумление рода людского» было единственной целью создания барельефов. Самое поразительное — это не таинственное назначение барельефов, не количество повторяющихся фигур и даже не их искусное исполнение, а вид изображенных животных. Среди них можно различить стилизованных львов с оскаленной пастью и грозного вида однорогих быков. Установлено, что последние — это не что иное, как профильные (поэтому и виден только один рог) изображения вымерших туров, диких предков домашних коров. Но древние мастера украсили городской портал и «портретами» еще одной твари — сирруша. Этим словом жители Вавилона называли животное, похожее на змею с лапами. Именно этот странный зверь поставил в тупик знатоков ближневосточной фауны.
У сирруша узкое туловище, покрытое чешуей, поднятый вверх длинный и тонкий хвост и вытянутая чешуйчатая шея со змеиной головой. Пасть закрыта, но из нее высовывается длинный раздвоенный язык. На затылке, украшенном прямым рогом, видны кожистые уши. Возможно, что рога там два, поскольку изображение профильное. «Примечательно, — писал Кольдевей, — что, несмотря на чешую, животное имеет шерсть. Рядом с ушами с головы ниспадают три спиралевидные пряди, а на шее, там, где должен быть гребень ящерицы, тянется длинный ряд вьющихся локонов». Самая странная деталь у сирруша — это лапы. Передние конечности похожи на лапы пантеры или льва, а задние напоминают птичьи. Что это за необычное создание? Дракон, созданный игрой людского воображения, или же искаженное изображение какого-то реального животного? Многие склоняются к мысли, что это украшенное фантастическими деталями изображение какой-то рептилии, например, крокодила или крупной ящерицы. В 1913 году профессор Кольдевей, больше других думавший о реальности сирруша, впервые высказал мысль, что он имеет общие черты с ископаемыми ящерами. «Сирруш… по единообразию своей физиологической концепции значительно превосходит все остапьные фантастические существа… Не будь у него столь ярко выраженных кошачьих передних лап, такой зверь мог бы существовать в действительности». В апокрифической главе 14-й Книги Даниила (не вошедшей в каноническую редакцию Библии) содержится следующий рассказ: «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. И сказал царь Даниилу не скажешь ли и об этом, что он медь? Вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!»
Согласно хронологии Ветхого Завета, Даниил попал в Вавилон в эпоху правления Навуходоносора II, но действие этой истории разворачивается уже после его смерти, во время персидского владычества. Соответственно, сирруш, изображения которого появились на Воротах Иштар и стенах Дороги Мардука незадолго до этого события, может претендовать на роль убитого Даниилом дракона. Кольдевей первым отважился высказать догадку, согласно которой вавилонские жрецы держали в храмовом подземелье какую-то крупную рептилию и «демонстрировали ее в полумраке как живого сирруша». В 1918 году он написал целый том о Воротах Иштар и Дороге Мардука, где привел перечень вымерших ящеров, указывая на те их черты, которые были присущи сиррушу. Кольдевей выдвинул гипотезу, что прототип животного, изображенного на Воротах Иштар и которое, возможно, даже содержалось в одном из храмов города, должен быть классифицирован как вид, родственный игуанодону — вымершему миллионы лет назад динозавру из группы птиценогих ящеров. Действительно, родичи игуанодона обладали задними конечностями, строение которых имело сходство с птичьими лапами, а на морде у нескольких видов птиценогих ящеров имелось роговое образование. Передвигались они преимущественно на мощных задних лапах, а их более короткие пятипалые передние конечности болтались в воздухе. Но некоторые виды этих ящеров могли двигаться и на всех четырех лапах.
К предположениям Кольдевея можно относиться по-разному. С одной стороны, в природе сохранились пережившие многие геологические катаклизмы древние представители фауны, например, черепахи Знаменитый археолог и немногочисленные сторонники его гипотезы допускают возможность существования во времена Вавилонской цивилизации не известной науке ныне исчезнувшей рептилии, стилизованные изображения которой украшают Ворота Иштар. Это животное не обязательно должно было обитать на территории Междуречья. Ящер, или хотя бы его скелет (если отбросить сомнительную историю библейского апокрифа), мог быть привезен откуда-нибудь из дебрей Центральной Африки, где скорее уцелели реликтовые организмы… Но, с другой стороны, у многих народов драконы часто описываются как «набор деталей» от разных животных, например, в представлении китайцев это мифическое создание выглядит так: «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза кролика, уши быка, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра». По разнородности деталей этот мифический зверь имеет много общего с сиррушом, у которого лапы . птицы и пантеры, чешуя рыбы, рог антилопы, голова и жало змеи, м грива коня и т.д. Комментарии излишни. Не следует забывать, что птиценогие динозавры исчезли с лица Земли не только задолго до возникновения древних человеческих цивилизаций, но еще и до того, как появились первые предки Homo Sapiens. К тому же вблизи Вавилона пока не найдены останки каких-либо ископаемых ящеров, а если кости и были доставлены из других краев, то вряд ли вавилонские жрецы имели какое-нибудь представление о палеонтологии. Хотя все же можно допустить, что привезенные в Вавилон окаменелые кости вымерших животных послужили «наглядным материалом» для создания образа сказочного сирруша.
Подытоживая рассказ о Вавилоне и ведущих в него «следах невиданных зверей», хочется заметить следующее. Наиболее вероятно, что «Вавилонский дракон» — это не что иное, как плод фантазии древних жителей Месопотамии. Но сама по себе история о том, кем мог бы быть сирруш, интересна и красива, как и Ворота Иштар, которые до сих пор восхищают людей.
Александр ЛИПОВСКИЙ, НЛО, № 8, 2003