Импринтинг (запечатление) — поразительная форма обучения, заложенная генетически. Существует несколько вариантов импринтинга и импринтингоподобных процессов.
Классический пример — "реакция следования": гусята в первый день своей жизни запоминают маму. Интересно, что "мамой" может быть любой объект. Гусята будут следовать за этим объектом всюду, любить его, скучать по нему, если показывать его несколько часов сразу после рождения.
Оставшись один в первый день жизни, гусенок так никого и не признает своей мамой. То же относится и к матерям — достаточно забрать детеныша после рождения на пару часов, и самка откажется его вскармливать, считая его чужим.
Проводился следующий эксперимент: на движущуюся ленту ставили птенцов, перед ними ставили мигающий маячок. Птенцы могли идти только к нему, но достигнуть его не могли. Через определенное время происходил импринтинг, и птенцы следовали только за маячком, а без него тосковали.
У котят и щенков, кстати, критический возраст растянут гораздо дольше (чем беспомощнее новорожденные детеныши конкретного вида, тем длительнее период). Если котенок попадает к нам в раннем возрасте и проводит с нами длительное время, он считает нас "мамой". Вспомним Маленького Принца — "Мы в ответе за тех, кого приручили."…
Сексуальный импринтинг — механизм, заставляющий повзрослевшего детеныша выбирать партнера, основываясь на внешности родителя. А если родителем он считает человека (см. выше), то и в партнеры будет искать человека (теперь вспомним маленьких собачек ;))
Есть обратный механизм — десенсибилизирующий эффект Вестермарка, который не дает братьям и сестрам, воспитывающимся с младенчества вместе, испытывать половое влечение друг ко другу (это относится, например, к людям, так как критический возраст у нас больше). Данный механизм расходится с концепцией Фрейда.
Некоторые животные, образующие устойчивые семейные связи, выбирают партнеров благодаря импринтингоподобному механизму — первое спаривание создает устойчивую семейную пару.
К этой же теме относится:
эффект первого впечатления ("встречают по одёжке…");
эффект якоря (когда один объект воспринимается на фоне другого — часы за 2000 баксов рядом с автомобилем за 200 000 кажутся дешевыми);
эффекты стереотипизации (например, эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он).
Источник: