Вы думаете, что знаете все виды цвета. Тогда читайте какие есть и сравнивайте с тем, что знаете.
Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева (”цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида”) и Достоевского (”Так этот галстух аделаидина цвета? – Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?”).Адрианопольский – ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени,
адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый – бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый – цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый – темно-вишневый.
Акажу – цвет “красного дерева”, от франц. аcajou.
Амарантовый – цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения “амарант” – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец – красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый – цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего – о цвете неба.
Бакановый (баканный) – от «бакан» – багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор – густо-красный с синеватым оттенком.
Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет “бедра нимфы”. Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался “бедром испуганной нимфы”, а солдатский – “ляжкой испуганной Машки”.
Берилловый – по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный – нежный серовато-зеленый.
Бискр – цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо – коричневый с красный отливом.
Бисной – седой, серебристый.
Бистровый – цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или
планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Блокитный – сине-голубой. По-украински
«блакитный» – именно голубой.
Блондовый – то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
Бордоского вина – красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или
«борода Абдель-Керима» – материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой – ярко-голубой.
Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный – красный, багряный, цвета брусники.
Буланый – серо-бежевый.
Бурнастый – то же, что бурый.
Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова – оттенок розового.
Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердигри – зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон – ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный – желтовато-красный.
Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити – или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный – серый.
Гелиотроповый – цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый – цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки – оттенок серого.
Гороховый – серый или грязно-желтый.
Гортензия – нежно-розовый.
Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
Гуляфный – красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как “розового”.
Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто – желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький – светло-серый.
Драконьей зелени – очень темный зелёный.
Дроковый – желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный – устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий – оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный – примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.
Жиразол – молочный с радужным отливом,
жиразол - старое название благородного опала.
Жирафовый – желто-коричневый.
Жонкилевый – цвет нарцисса.
Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный – цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши – нежно-серый цвет.
Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа – цвет горячего шоколада.
Камелопардовый – желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе – сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об “ожерелье королевы”).
Кармазинный, кармезинный – насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый – оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
Касторовый – темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный – красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый – белоснежный, цвет кипеня – белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый – сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный – то же, что коричневый.
Королевский голубой – калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый – ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый – ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый – цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный – пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза – светло-красный.
Лабрадоровый – цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер – желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный – нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма – тёмно-серый.
Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный – грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный – красно-розовый.
Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим – ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер – светло-серый.
Марин, марина – цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь – Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в “Войне и мире”, правда, там он «масака»: “На графине должно было быть масака бархатное платье”.
Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори – темно-голубой, синий.
Мов – розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный – оттенок красного, “жаркий”, алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому – он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый – насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный – цвета облака.
Оброщеный – багряный.
Орлецовый – красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый – молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый – зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый – цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний – синевато-лиловый.
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – “солома”. Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь – ярко-синий.
Парижский голубой – cветло-голубой.
Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье “Картины Парижа”.
Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам – черный с краснотой.
Пелесый – темный, бурый.
Перванш – бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый – жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Померанцевый – апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый – пурпурный.
Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый – иссиня-зеленоватый.
Праземный – цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый – (от испорченного “букет”), расписанный цветами. У Островского: “Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский”.
Пунцовый – ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – “блоха”. Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки “блоха в обмороке”, “блошиное брюшко” и – врут, наверное, – цвет “блохи в родильной горячке”).
Ранжевый – то же, что оранжевый.
Резвая пастушка – оттенок розового.
Рвота императрицы – оттенок коричневого.
Редрый – бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги – оттенок розового.
Селадоновый – серовато-зеленый.
Сизый – цвет голубя, после просто синий.
Силковый – голубой, васильковый.
Сине-алый – темно-фиолетовый.
Синетный – церковное слово, означающее “сплошь синий”.
Синявый – с синим отливом.
Скарлатный – ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо – розовато-желтый. Встречается в “Войне и мире”.
Старой розы – грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый – ярко-красный.
Сюрприз дофина. Он же –
цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними “оскандалился”.
Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный – синий, от слова “павлин”. Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый – коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый – темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фернамбук – изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый – грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии – насыщенный розовый.
Цинковый – цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной – искрасна-рыжий.
Чесучовый – цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань – прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб – светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан – цвет с переливающимися оттенками
Шарлах – ярко-красный, от названия краски.
Шартрез – жёлто-зелёный.
Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю – цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик – цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон – ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) – багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый – желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.