Древние римляне прославились благодаря многим вещам: инженерным чудесам, строительству дорожных сетей, а также установлению римского права на территории всей империи.
А ещё они обладали воинственным нравом, который позволил им создать великую Римскую империю. Жажда насилия господствовала не только в политике Римской империи, но и в самом её знаменитом спорте – гладиаторских боях.
Схватка двух венаторов (гладиаторы, которые участвовали в показательных охотах на животных ради увеселения публики) с тигром. Напольная мозаика в Большом дворце Константинополя (Стамбул), V век
Учёными было выдвинуто предположение, что само понятие гладиаторских игр восходит своими корнями к временам этрусков – предшественников римлян. В этрусском обществе гладиаторские бои были задуманы как часть погребальных ритуалов почитания мёртвых. Таким образом, изначально гладиаторские бои имели сакральное значение. С течением веков, однако, подобные «погребальные игры» превращались в разновидность развлечения, а самые первые римские гладиаторские бои, по некоторым данным, состоялись в 264 году до нашей эры.
«Садовая беседка», 1878 год. Рисунок изображает жестокие гладиаторские сражения
Чаще всего гладиаторы были рабами или военнопленными, которых во время римских войн доставляли в Империю. Военнопленные гладиаторы, которых задействовали в играх, делились на несколько типов, названия которых иногда соответствовали некоторым побеждённым народам: фракийцы, гопломахи, самниты и многие другие. Поэтому гладиаторские бои римляне, вероятно, рассматривали как некий способ переигрывания военных действий с порабощённым врагом.
Тем не менее, не всех гладиаторов принуждали заниматься подобным варварским и кровожадным ремеслом в качестве наказания. Были случаи, когда свободные мужчины по своему желанию становились гладиаторами (ауктораты). Несмотря на тяжёлую и рискованную жизнь они были «суперзвёздами» своего времени. Такие преимущества сражений на арене как известность, слава и богатство считались весомой причиной, чтобы некоторые люди шли в гладиаторы добровольно. Кроме того, доподлинно известно, что участие в гладиаторских поединках лично принимали некоторые римские императоры, самым известным из которых был император Коммод. Однако к подобным выходкам императоров некоторые относились с презрением, ведь участники гладиаторских игр должны были принадлежать к низшим социальным классам.
Несмотря на низкий социальный статус гладиаторов, потенциально они могли получить покровительство высших классов и даже самого императора. По словам древнеримского писателя Гая Светония Транквилла, сам император Нерон наградил гладиатора Спикула землями и поместьями – подарком, достойным генерала, вернувшегося триумфатором с поля битвы.
Резьба по слоновой кости, изображающая римского императора, председательствующего на гладиаторских играх
В то время как история с гладиатором Спикулом сама по себе является из ряда вон выходящим случаем, допускающим, что это произошло на самом деле, в действительности же гладиаторы представляли для своих обладателей особую ценность. Чем больше побед одерживал гладиатор, тем более ценным он являлся для своего владельца.
О широкой популярности победоносных гладиаторов можно судить по сохранившимся до наших дней рисункам и надписям на стенах в Риме и других городах, где также проводились подобные зрелищные мероприятия. На некоторых рисунках, например, отражено количество побед, которые одерживал каждый гладиатор: Петроний Октавиус – 35, Север – 55 и т. д. А другие рисунки доказывают, что гладиаторы пользовались большой популярностью среди женщин: «Крескент ретиарий в ночи ловит в сеть девушек» или «Келад фракиец заставляет девиц стонать» (надписи могли быть оставлены непосредственно самими гладиаторами в качестве похвалы самим себе, либо их коллегами по гладиаторской школе).
Обелиск гладиатору Урбику из Флоренции, убитому после 13 боёв в возрасте 22 лет в середине III века. Надпись на обелиске гласит, что по мужчине скорбят его жена Лауриция и две дочери – Олимпия и Фортуненсис., а также его поклонники (лат. «amatores «почитатели»), которые будут хранить память о нём. Ещё надпись содержит туманное предупреждение «тот, кто убивает победителей».
К IV веку нашей эры популярность гладиаторских игр постепенно начала снижаться, так как Римская империя в качестве официальной религии принимает христианство. И только в 404 году гладиаторские бои были полностью запрещены императором Гонорием из-за того, что тот стал свидетелем мученической гибели Святого Телемаха. Со слов церковного историка Феодорита Кирского, Телемах был монахом, прибывшим в Рим из Малой Азии. Во время проведения одного из боёв Телемах прыгнул на арену римского амфитеатра, чтобы остановить борьбу двух гладиаторов. Тогда зрители, явно недовольные действиями монаха, забросали его камнями.
Следует отметить, что одна из разновидностей гладиаторских игр «венацио» или травля зверей просуществовала ещё целых век.
«Телемах останавливает гладиаторов». Картина Й. Сталлерта, 1890 год